Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru
Сговор в электронных закупках легко преодолеть – утверждают эксперты
22.08.16

345 000 российских компаний уже зарегистрированы в качестве официальных участников электронных закупок, еще тысячи юрлиц ежегодно прирастают на различных торговых площадках. Однако многие бизнесмены еще сомневаются в эффективности закупочных процедур, не желая тратить время на участие в «заведомо нечестных» аукционах. Как распознать лоты с «договоренностями» и защитить свои права - рассказывают специалисты Ассоциации Участников Закупок.

Перевод системы закупок в электронный вид должен был сделать прозрачными и открытыми все государственные и коммерческие торги в нашей стране. Предоставить всем участникам рынка равнозначный доступ к финансовым ресурсам государственных заказчиков и частных компаний. Специально для этого еще в 2005 году была разработана система электронных торгов, сделавшая обязательным проведение государственных и коммерческих закупок через открытые и общедоступные торговые площадки; разработаны и приняты федеральные законы, регламентирующие правила проведения торгов: 94-ФЗ, 44-ФЗ, 223-ФЗ. Однако даже этих условий оказалось недостаточно для организации полностью честных и прозрачных закупочных процедур. Ловкость отдельных предпринимателей и чиновников позволяет им обходить самые изощренные ограничения законодателей.

Но добросовестные участники рынка – вовсе не беззащитны перед мошенниками. Каждый участник обладает возможностью выявления лотов «с договоренностями». И при желании может легко пресечь выявленные нарушения. Именно такие тезисы высказали участники круглого стола, проведенного в середине августа Ассоциацией Участников Закупок под лозунгом: «Эффективные средства борьбы со сговором с закупочных процедурах».

В частности, присутствовавшие на встрече представители Центра Заключения Контрактов, которые специализируются на организации участия в электронных торгах, заявили, что можно выявить любую договоренность, с вероятностью до 99%, еще на этапе рассмотрения лотов. Для этого необходимо использовать специальное программное обеспечение, предоставляющее статистику по всем закупкам в стране. А в некоторых случаях - не обязательно даже использование программы. Достаточно знать несколько простых приемов, которыми пользуется большинство мошенников. На что обращать внимание?

На сроки исполнения заказа.

Если организатор торгов выставляет нереально короткие сроки для реализации масштабных видов работ (например, строительство медицинского комплекса за 3 месяца) - можно не сомневаться, что имеется «договоренность» с одной из компаний. Скорей всего, объект уже построен, а торги проводятся номинально.

На завышенную стоимость контракта.

Каждый товар или услуга на рынке имеют определенную цену. Участники рынка знают допустимые минимальные и максимальные пределы стоимости своих товаров и услуг, поэтому если встречается 10-кратное завышение – можно не сомневаться, что в стоимость контракта уже зашит «откат». Слишком мала вероятность, что «лишние» цифры попали в контракт по ошибке.

На отсутствие конкретики в конкурсной документации. 

Каждый товар или услуга должны иметь четкое описание и указание на фиксированное количество. Закон не допускает интерпретаций. Например, если заказчику нужен 1 килограмм апельсинов, то в описании должен быть указан именно «1 килограмм апельсинов» а не «фрукт похожий на апельсин весом около 1 килограмма». Любая свободная интерпретация позволит организатору торгов выбрать товар «нужного» участника. Встретили подобные «неточности» в конкурсных документах? Есть вероятность что это сговор.

На подробное описание.

Это ситуация противоположная предыдущей: когда заказчик слишком детально описывает товар. Например, так поступила недавно одна из администраций городов, предоставившая полное техническое описание мебели, которую выпускает только один производитель. Указание на особенности товара, не присущие другим изделиям на конкурентном рынке - говорит о заинтересованности в конкретном поставщике. И о сговоре.

На запутанные условия.

В данном случае заказчик размещает информацию о товаре или услуге в различных частях конкурсной документации: даже там, где ее не должно быть. Видите посреди текста «случайные» фразы, описывающие особенности товара или услуги? Вас просто хотят запутать.

На махинации с файлами конкурсной документации. 

Мошенники иногда стараются искусственно увеличить количество файлов в своей заявке (до сотен страниц), и вводят фоновые изображения на документы, что делает невозможным их дальнейшее сканирование и автоматическое распознавание. Задача такого заказчика – заставить «ненужных» участников потерять время на изучение файлов или сразу отпугнуть обилием плохо читаемых страниц.

Существует еще множество способов заставить честных участников рынка отказаться от выставленного лота: как до подачи заявки на участие, так и во время проведения торгов. Предоставленный перечень приемов не исчерпывающий. Однако профессионалы рынка закупок говорят что наиболее часто сталкиваются именно с этими приемами мошенников.

При выявлении нарушений - не обязательно отказываться от интересного аукциона. Можно заставить организатора торгов изменить условия, или вовсе ликвидировать сговор. Достаточно направить обоснованную жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу, которая вполне эффективно справляется со своими задачами. Лот будет перевыставлен, и велика вероятность, что на новых условиях он достанется независимой компании.

Более того, члены Ассоциации Участников Закупок настойчиво советуют отстаивать свои права и не бояться потерять время, если лот интересный. По словам руководителя группы юристов АУЗ: «Заказчику не выгодно привлекать внимание к своим договоренностям со стороны проверяющих органов. В случае давления со стороны других участников торгов, заказчик предпочтет отказаться от сговора, чем лишний раз привлечет к себе внимание ФАС или других контролирующих и судебных органов. К тому же заказчик не всегда может терять время на судебные разбирательства, так как заинтересован в оперативном выполнении необходимых ему работ или поставке товара.

В 75% случаев недобросовестные заказчики отказываются от сговора после первой же направленной жалобы в ФАС. Вторая жалоба приносит успех даже с настойчивыми мошенниками». Именно таким способом, с подачи Ассоциации Участников Закупок, были пересмотрены результаты тысяч электронных аукционов, и большая часть участников получила желаемый лот в ходе честных конкурсных процедур.


назад

Другие новости ассоциации