Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru
«Прав тот, кто умеет поставить себя на место визави»
10.02.20

Крупный отечественный заказчик рассказал, как устроена система коммерческих закупок в банковской сфере. Наталия Волейник, начальник Управления по организации и контролю работы с поставщиками Банка «Ренессанс кредит» поделилась информацией о секретах организации закупок в своей компании. Эксперт предоставила интервью в преддверии VIII Всероссийского Форума АУЗ, который пройдет 9-10 апреля в городе Москве.

- Какие виды товаров и услуг закупает ваша компания?
- У нас очень широкий спектр закупок. Это закупки в области ИТ, маркетинга, рекламы, аренда и административно-хозяйственные работы и услуги, все закупки в части банковских продуктов и специализированного оборудования, обслуживание офисов, тренинги, подбор персонала, скоринги и работа с данными, услуги колл-центра, аналитические и консультационные услуги и другие виды закупок.

- Какой объем закупок предлагает поставщикам ваша компания ежегодно, в рублях?
- Совокупно около 4 млрд руб.

- Какое количество поставщиков в вашей компании?
- Ежегодно в результате закупочных процедур утверждается порядка 500 поставщиков.

- Каким критериям должно соответствовать юридическое лицо, чтобы стать поставщиком вашей компании?
- У нас есть перечень обязательных требований, которым должны соответствовать наши поставщики. Эти требования публикуются в тендерной документации. Мы должны соблюдать внутренние процедуры, а также требования регулятора в части работы с контрагентами. Основные принципы работы с контрагентами опубликованы на сайте банка в разделе «Тендеры».

- Какие инструменты используете для поиска поставщиков или оповещения о своих закупках?
- Информация о планируемых и текущих закупках размещена на сайте компании в разделе "Тендеры", и мы также используем различные внешние ЭТП.

- Кто принимает решение о закупке (менеджер, СБ, тендерный комитет, генеральный директор единолично)?
- В банке есть регламенты, определяющие разделение полномочий при принятии подобных решений. Для крупных закупок свыше 2 млн рублей – решение принимает тендерный комитет.

- Что влияет на выбор того или иного поставщика (цена, сроки, сервис, гарантия).
- Возможны любые варианты оценки. Оценочные параметры зависят от категории закупки. При этом, все критерии оценки мы публикуем вместе с документацией.

- При каких условиях готовы рассматривать 100% предоплату (срочная закупка, проверенный поставщик, другие условия)?
- Случаи предоплаты довольно редкие и рассматриваются отдельно. При этом у нас нет требований по длительной отсрочке платежей. Стандартно это 10-15 рабочих дней с момента поставки.

- Действующее российское законодательство об осуществлении частными компаниями закупочной деятельности – помогает или мешает вашей работе?
- На текущий момент оно нам не мешает. Мы поддерживаем и соблюдаем принципы конкурентности, прозрачности и отсутствия конфликта интересов в закупках. Банк категорически против коррупции и взяточничества и соблюдает антикоррупционное законодательство. При этом мы имеем достаточную гибкость в выборе оценочных критериев и принятии решения о закупке и выборе партнера в соответствии с требованиями бизнеса.

- Какие требования законодательства помогают вашей работе?
- Помогает 135-ФЗ, который декларирует нацеленность на развитие и защиту конкуренции и борьбу с монополией и рыночными сговорами.

- Как отделы закупок могут оградить себя от поставщиков, поставляющих некачественные товары или услуги?
- Есть ряд различных мер. Например, ведение собственных реестров добросовестных/недобросовестных поставщиков, обмен информацией с другими участниками рынка и проверка достоверности истории компании. (Всегда полезно собрать информацию о репутации поставщика, проверить референсы). Ведение предквалификации с четко описанными предквалификационными требованиями. Поддержание партнерских отношений с производителями и получение от производителя гарантии своевременной поставки товара партнером. Контрактные обязательства: оплата после получения товара, закрепление контрактом обоюдной четкой ответственности, наличие SLA.

- Нужно ли усиливать законодательство в этой сфере?
- Я считаю, что рыночные условия и достаточная конкуренция гораздо лучше регулируют данный вопрос. Некачественное исполнение обязательств партнером приводит к его исключению из реестра поставщиков компании, и, таким образом, заставляет либо повысить качество своей работы, либо уступить свое место другим.

- Кто чаще всего прав: закупщик или поставщик?
- Прав тот, кто умеет поставить себя на место своего визави и посмотреть на ситуацию со всех сторон. Или хотя бы услышать вторую сторону. Именно так можно найти правильные условия успешной сделки.

- Как, на Ваш взгляд, изменится система закупок товаров и услуг в России в ближайшие годы (прогноз исходя из Ваших личных предположений и профессионального опыта)?
- Если у крупной коммерческой организации не прозрачна система закупок, возникает вопрос, насколько ее операционная деятельность эффективна. Я думаю, все больше коммерческих заказчиков будут задаваться этим вопросом, отстраивать свои внутренние процессы и выходить на рынок открытых закупок. Также вижу усиливающуюся тенденцию перехода к партнерским отношениям между закупщиками и поставщиками, к повышению надежности и бесперебойности поставок, развитию поставщиков, а не просто к проведению торгов и переторжек. Надеюсь, эта тенденция сохранится и приведет к созданию более зрелых рыночных отношений, нацеленных на общее развитие.


назад

Другие новости ассоциации