Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru
«Не стоит относиться к вопросу получения банковской гарантии «спустя рукава»»
23.03.20

Директор департамента финансовых продуктов Ассоциации Участников Закупок - Евгений Соломатин, рассказал о рынке банковских гарантий. Особенности рынка, риски и факты мошенничества со стороны финансовых организаций – в интервью эксперта.

- Какие задачи стоят перед департаментом финансовых продуктов АУЗ, который Вы возглавляете?
- Наша основная задача - оказание профессиональной поддержки Бизнесу при обеспечении участия в закупках и обеспечении исполнения контрактов. Важно, чтобы ни один клиент не испытал проблем при подписании контракта, чтобы ни одна запятая в макете банковской гарантии не могла помешать клиенту заключить контракт, чтобы у государственного заказчика не было ни малейшей возможности отклонить победителя из-за несоответствия банковской гарантии действующему законодательству и аукционной документации.

- Оказывая помощь в получении финансирования, какой объем средств Вы помогаете получить бизнесменам (ежегодно)?
- Если говорить о размере обеспечения, но наш департамент ежегодно обеспечивает бизнесменов банковскими гарантиями на общую сумму 2,5 млрд. рублей в год.

- Какие финансовые продукты Вы помогаете получить?
- Сейчас в государственных закупках наиболее востребована банковская гарантия, менее -  тендерный заем. Кредит на исполнение контракта остается сложным финансовым продуктом.

- Какой процент участников электронных торгов сталкиваются с необходимостью финансирования со стороны?
- Мы считаем, что 90% участников госзаказа пользуются финансовыми продуктами. Остальные 10% рано или поздно все равно придут к использованию финансирования со стороны, так как финансовые продукты с каждым годом становятся дешевле и доступнее для бизнеса.

- Кто чаще всего прибегает к финансированию: компании, которые поставляют товары и услуги по 44-ФЗ или по 223-ФЗ?
- Основная доля пользователей - это участники по 44-фз, но за последний год интерес бизнеса невероятно вырос по отношению к участию в закупках по223-фз, как следствие, соотношение пользователей указанных двух законов стремится к равенству.

- Существует борьба за клиентов на рынке финансовых услуг?
- Безусловно. Конкуренция на рынке предоставления финансовых услуг очень высокая. Сейчас наступило время для установления условий при получении финансовых продуктов. В борьбе за прибыль, банки и брокеры делают для своих клиентов невероятно удобные сервисы.

- Какие методы применяют компании, предоставляющие финансирование, чтобы привлечь клиентов?
- Методы бывают абсолютно разные. Бывают спекулятивные и недобросовестные, когда обещают запредельно низкие проценты, а потом выставляют среднерыночный счет. В итоге клиент недоволен, потеряно время, есть риск не согласовать макет банковской гарантии с заказчиком.

Наши методы направлены на прозрачную работу с клиентом, стараемся встречаться с клиентами, выяснять их проблемные стороны при получении банковских продуктов. Наша задача - сделать минимальным участие клиента в получении банковских гарантий.

- Каким обещаниям финансовых организаций не стоит доверять?
- Самое распространенное обещание - это связи брокера с сотрудниками банка, которые могут повлиять на решение о выдаче банковского продукта. Конечно, проверить эту информацию крайне сложно. Если у победителя тендера сложная ситуация с получение банковской гарантии, перед тем, как доверится новому брокеру, его необходимо тщательно проверить, а лучше познакомиться лично.

- Какой самый вопиющий случай обмана со стороны финансовых организаций Вы можете вспомнить?
- Случаев обмана, ошибок, просто человеческой глупости очень много, поэтому, по моему мнению, директорам компаний не стоит относиться к вопросу получения банковской гарантии "спустя рукава". Если речь идет о крупной гарантии, директор должен ежедневно контролировать процесс получения БГ.

Я считаю вопиющим, когда банк выставляет счет клиенту за получение БГ, клиент в предпоследний день до подписания контракта оплачивает счет банка, а на следующий день сотрудники банка уведомляют клиента, что произошла ошибка скорринга, и банк не выпустит гарантию. Очевидно, что в этом случае клиенту грозит реестр недобросовестных поставщиков по вине банка.

- По каким критериям следует выбирать поставщика финансовых продуктов?
- По опыту работы в области финансовых продуктов, по численности штата финансовых специалистов, по рекомендациям бизнесменов (брокер должен иметь портфолио, в том числе по работе со стоп-факторами).

- При получении финансирования, где меньше рисков: в банках, микрофинансовых организациях, брокерских конторах и т.д.?
- При работе с брокером клиент получает больше возможностей, больше вариантов, больше скидок. Степень надежности для себя должен определить сам клиент.

- Чем руководствуются компании, которые ищут финансирование, при выборе партнера?
- В основном рынок банковских гарантий является устоявшимся, клиенты работают со своими постоянными брокерами или банками. Если клиент меняет брокера, в основном это желание снизить стоимость комиссии за выдачу БГ. Часто, такие мотивы приводят к очень печальным последствиям. В борьбе за цену можно потерять время, нервы и сам контракт, если нарваться на непрофессионалов.

- О чем вы будете рассказывать в рамках своего выступления на VIII Всероссийском Форуме АУЗ?
- Мое выступление связано с изменениями в законодательстве по части обеспечения участия в государственных закупках, а также по части обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств.

 


назад

Другие новости ассоциации