Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 545-53-52, info@a-u-z.ru
Франция использует общие правила госзакупок с Евросоюзом
15.06.17

Эксперты Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) рассказали об особенностях системы государственных закупок Франции.

По сообщению Владимира Ястребова – руководителя аналитического центра АУЗ, особенность Франции, как участницы Евросоюза, в том, что она привела свое национальное законодательство по госзакупкам в соответствие с действующим в ЕС. При этом законотворчество по электронным закупкам в ЕС определяют не сами страны-участницы, а так называемая Комиссия по госзакупкам, которая выпускает директивы, обязательные для всех стран-участниц этой системы. 

Среди важнейших постановлений, оказавших ключевое влияние на законодательство Франции в вопросах госзаказа и тендеров, можно упомянуть следующие: 

• Директива по коммунальным службам 2004/17/EC регулирует процессы электронных закупок организаций и коммунальных хозяйств в сфере водоснабжения, энергоносителей, транспортных услуг и почтовых доставок;

• Директива совокупного государственного сектора 2004/18/EC определяет электронные торги в части услуг, сервиса и контрактов общественных организаций;

• Акт 89/665/ЕЕС содержит механизмы ограничения совокупного госсектора по директиве 2004/18/EC;

• Акт 92/13/ЕЕС содержит механизмы ограничения по директиве 2004/17/EC.

Французское законодательство по закупкам включает в себя Кодекс государственных закупок (Code des Marches Publics - CMP), принятый 1 августа 2006 года, в основу которого положены упомянутые выше директивы и акты ЕС. Сфера действия CMP охватывает почти все виды государственных закупок Франции: административные, муниципальные и общественные. Тендеры последнего типа, то есть приходящие из общественного сектора, лежат вне поля зрения CMP, поскольку регулируются другим законом, который носит название «Постановление от 2005 года».

Выгоды и сомнения в единой системе

Членство в ЕС, помимо выгод при осуществлении госзаказа, (таких как прозрачность электронных торгов, равномерная конкуренция, справедливость для всех участников аукциона, возможность поиска международных подрядчиков), - накладывает на Францию несколько серьезных ограничений. 

Первое ограничение: согласно директивам ЕС, все предприятия ЕС должны иметь равные права при проведении аукционов госзаказа. Это означает, что Франция лишается преимущества отбора участников для своих тендеров в первую очередь французских представителей. 

Второе ограничение: объявление тендера должно проходить не только внутри страны, но и быть доступным для всех остальных участниц ЕС. С одной стороны, эти меры способствуют экономической интеграции Евросоюза, с другой – несколько ущемляют национальные интересы и инициативы стран-участниц. Статистика говорит, что международные закупки не обрели популярность в сфере госзаказа. Например, по данным за последние годы, такие заявки составляют лишь 3-5% от общего количества, поданных на аукционы. Самым главным препятствием, по которым государственные предприятия не хотят размещать международные заявки, - это отсутствие представительства в странах подрядчиков. Соответственно, заказчики опасаются, что не смогут проконтролировать качественное и своевременное выполнение контрактов по госзаказу.

Конфликт интересов единого рынка

Поскольку действующая во Франции система госзакупок подразумевает полный контроль государства над всеми стадиями процесса торгов: размещение заявок, составление сметы затрат, анализ и прогнозируемые расходы бюджетных средств, визирование контрактов и контроль за их выполнением, то участие в системе закупок ЕС часто идет вразрез с интересами страны и не способствует утверждению международных контрактов. Прибавим сюда такую особенность Франции, как создание особых комиссий, которые выборочно проверяют любой контракт на соблюдение законов. Эти комиссии действуют в рамках муниципальных органов власти, а также ведомств.

Главное требование директив ЕС – соблюдение установленного регламента и принципа справедливости для всех участников сделок, особенно, международных. Это выражается в требовании публиковать все заявки по госзаказу в специальном журнале ЕС. Только после этого разрешается публиковать данные о тендере во французских СМИ. Разумеется, речь идет об открытых контрактах, не содержащих государственную тайну либо стратегически важные проекты для государства.

Оплата за контракты – не только деньгами

Специалисты Ассоциации Участников Закупок подчеркивают, что несмотря на ряд существенных плюсов, система госзакупок Франции не нашла бы применения в нашей стране, так как может способствовать усилению коррупции. Франция, несмотря на подчинение условиям ЕС, имеет свои правила оплаты за контракты. Если в ЕС предусмотрена только денежная форма, то во Франции допустим так называемый концессионный договор, по которому оплату госзаказчик может принять в виде аренды (эксплуатации) установок, устройств или оборудования.

Еще одна интересная деталь: начальные (максимальные) цены контракта являются коммерческой тайной, в отличие, скажем, от практики России, где стоимость контракта сообщается в момент выставления лота. Цены известны лишь членам комиссии, которая надзирает за тем или иным тендером. Таким образом, кандидаты на конкурс по госзаказу подают заявки, исходя из среднерыночной, гипотетической, а не фактической стоимости.

Итоги

Если сделать выводы об участии Франции в международной системе госзакупок Евросоюза, то можно сказать следующее: несомненный прогресс в виде директив ЕС, входящих в местное законодательство по закупкам, обеспечивает государственным торгам во Франции необходимую прозрачность и справедливость. Обратной стороной медали является ограничение инициативы, жесткая субординация ЕС в части информации о закупке, уравнивание прав французских заказчиков и исполнителей перед иностранными заказчиками.


назад

Другие новости ассоциации
  • «Изобретена не одна форма картельного сговора среди поставщиков»
    14.04.20

    Картельные сговоры и их разнообразие, общественный контроль, законодательные недоработки, государственно-частное партнерство, способы решения многих проблем на тендерном рынке – в большом интервью  замруководителя Комитета Московской ТПП Сергея Маковеева.

  • Одним банкротство – другим выгода
    31.03.20

    Тема банкротства физических и юридических лиц все чаще звучит от представителей государственных органов. Как использовать эту ситуацию на тендерном рынке, рассказывает спикер Всероссийского Форума Ассоциации Участников Закупок Владимир Синёв - директор по развитию региональной системы электронных закупок АУЗ. 

  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ОНЛАЙН-ФОРУМ АССОЦИАЦИИ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК
    30.03.20

    23-24 апреля 2020 года состоится онлайн-форум АУЗ. Тема: Новые правила участия в закупках в условиях турбулентности. Спикеры: Татнефть, Сибур, Яндекс, МТПП, Мосгортранс, БК Барс банк, Ренессанс кредит банк, ДодоПицца, ЭТП Газпромбанк, ЕЭТП Росэлторг, ЭТП РТС-тендер, ЭТП РАД, Ассоциация Участников Закупок.

  • «Открытость и лояльность к запросам заказчиков»
    27.03.20

    Электронные торговые площадки развивают новые сервисы и направления. О том, какие новшества ожидают тендерных участников в ближайшее время, рассказывает Оксана Царькова – региональный представитель ЭТП «РАД».

     

  • Всероссийский Форум переносится на июль 2020 года
    25.03.20

    VIII Всероссийский Форум Ассоциации Участников Закупок переносится с 9 апреля 2020 года на июль 2020 года. До этого времени будет проведено онлайн-мероприятие.

  • «Для поставщиков есть предложение портфеля сервисов»
    24.03.20

    Смирнов Виктор - руководитель департамента по развитию корпоративного бизнеса торговой площадки РТС-Тендер, ответил на вопросы организаторов Всероссийского Форума Ассоциации Участников Закупок.

  • «Не стоит относиться к вопросу получения банковской гарантии «спустя рукава»»
    23.03.20

    Директор департамента финансовых продуктов Ассоциации Участников Закупок - Евгений Соломатин, рассказал о рынке банковских гарантий. Особенности рынка, риски и факты мошенничества со стороны финансовых организаций – в интервью эксперта.

  • «Бандитские разборки» канули в лету»
    15.03.20

    Как изменился тендерный рынок за последние годы, с какими проблемами стакиваются участники электронных закупок, рассказывает Андрей Конталев - директор юридического департамента Ассоциации Участников Закупок.

  • Десятки миллиардов рублей и тысячи поставщиков – это Яндекс
    27.02.20

    При общей открытости этой транснациональной компании, предлагающей на российском рынке более 50 сервисов и различных служб, детально узнать об устройстве ее системы закупок не просто. Яндекс работает с поставщиками в рамках коммерческих закупок, что ограничивает возможности по свободному заходу в компанию «людей с улицы». Однако возможности для создания партнерских отношений имеются, о чем рассказал директор департамента закупок Сергей Малахов.

  • Как стать поставщиком нефтяной компании?
    25.02.20

    Десятки тысяч бизнесменов мечтают стать поставщиками крупных компаний, но удается это немногим. Как стать официальным партнером крупного российского бизнеса – рассказывает Минзаева Галия, заместитель руководителя Центра закупок компании «Татнефть».