- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Закупки за счет бюджета переводят под 44-ФЗ
Государственная Дума России приняла в первом чтении проект закона, переводящий закупки госкомпаний за бюджетные средства под действие закона о контрактной системе (44-ФЗ). Процедуры в рамках 44-ФЗ строже, чем по 223-ФЗ (закону о закупках товаров, работу и услуг). Авторы законопроекта рассчитывают, что данные изменения позволят обеспечить большую прозрачность в сфере. Мнения опрошенных порталом Torg94 экспертов разделились: одни считают, что законодательные новации упростят контроль государства за бюджетными расходами, другие назвали их «профанацией, которая приведет к увеличению цен».
Госдума ужесточает правила проведения бюджетных закупок госкомпаний. Принятый в первом чтении законопроект переводит закупки госкомпаний за счет средств из федерального бюджета, предоставленных на капитальные вложения, под действие закона о контрактной системе. Данная норма коснется «бюджетных закупок» госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний и юридических лиц со стопроцентным участием государства в их уставном капитале.
Авторы законопроекта считают, реализация предложенных положений «убьет несколько зайцев». По их мнению, эффективность расходов бюджетов всех уровней станет выше, к закупкам госкорпораций и госкомпаний будет открыт равный доступ для всех участников рынка.
Ранее проект закона рассматривался в ходе заседания правительства России. На нем премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что предложенный документ значительно повысит прозрачность определения подрядчиков.
Руководитель комитета «Деловой России» по развитию государственно-частного партнерства и взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов заявил в комментарии Torg94, что госкомпаниям и госкорпорациям «закручивают гайки».
“При этом создаются более прозрачные и конкурентные условия на рынке закупок, а это прямой путь к повышению эффективности работы всей системы в целом”, — отметил Сергей Фахретдинов.
Он подчеркнул, что, по его мнению, поправки к законодательству будут способствовать упрощению контроля со стороны государства за расходованием бюджетных средств.
“Кроме того, они позволят увеличить число участников закупок за счет использования более прозрачных и унифицированных процедур, применяемых в рамках 44-ФЗ”, — заключил руководитель комитета «Деловой России» по развитию государственно-частного партнерства и взаимодействия бизнеса и госкомпаний.
Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов считает, что 44-ФЗ является одним из худших законов, регулирующих закупочную деятельность.
“Вещи, изначально заложенные во время его разработки, были нивелированы многочисленными поправками. В результате сутью 44-ФЗ стал «аукционный крен». Это когда 60% закупок проводится на аукционе. При этом аукционы не используются при закупках в развитых странах. Аукционы вообще не предусмотрены для закупок, они предусмотрены для продаж. Система аукционов ведет к монополизации: победитель аукциона получает все, проигравшие же участники аукциона просто уходят с рынка”, — рассказал эксперт.
По его словам, создавшаяся в ходе реализации 44-ФЗ ситуация находится в полном противоречии с мировым опытом, в противоречии с лучшими коммерческими практиками.
“При 44-ФЗ действует мелочный и бессмысленный процедурный контроль, который сегодня не решает ни одну из задач”, — отметил Алексей Ульянов.
Он подчеркнул, что надо отказаться от процедурного контроля и начать контролировать результаты закупок, как делается во всем мире. По мнению директора Института повышения конкурентоспособности, частичное распространение 44-ФЗ на госкомпании является профанацией, которая приведет только к ухудшению результатов, к росту цены закупки.
“Усиление контроля всегда требует больше денег. Аукционы, ведущие к монополизации рынка, также повышают цены. По расчетам НИУ ВШЭ, аукцион делает закупки дороже на 20-30%. Поэтому стоимость «аукционного крена» составляет 1-2 трлн рублей. Это только удорожание по закупкам, не считая долгосрочных издержек российской экономики. А если распространить данные практики 44-ФЗ на госкомпании, то терять экономика будет еще больше. Поэтому, конечно, ни к каким положительным последствиям данный законопроект не приведет”, — заключил эксперт.
Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев отметил, что данный законопроект предлагает делить закупки не по «признаку субъектности» (организационно-правовой форме заказчика), как это было сделано с непродуманным переводом унитарных предприятий в сферу регулирования контрактной системы, а по источнику финансирования соответствующей закупки.
“При этом, несмотря на концептуальную правильность законопроекта, необходимо учитывать риски, связанные с его исполнением. Ключевой риск – транспарентность механизма определения источника финансирования конкретной закупки”, — отметил эксперт.
По его словам, в случае, если удастся создать простые для исполнения и прозрачные механизмы разделения закупок, которые компании проводят за свой счет, и закупок, проходящих за бюджетный счет, то работа по двум законам – 44-ФЗ и 223-ФЗ — для госкорпораций будет несложной.
“Соответствующую работу проводят сегодня бюджетные учреждения, также имеющие право использовать одновременно оба закона в своей закупочной практике”, — подчеркнул Дмитрий Казанцев.
Он добавил, что госкорпорации будут все же продолжать в основном работать по 223-ФЗ.
“Для госкорпораций коммерческая деятельность остается основным источником финансирования закупок. Поэтому по 44-ФЗ будет проводиться только часть закупок в случае прямого их бюджетного субсидирования”, — заключил эксперт.
https://torg94.ru/articles/goskompaniyam-uzhestochayut-protsedury-torgov-2018-04-10/
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.