Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru
Закупки без правил: Правительство утвердило перечень унитарных предприятий, которые будут проводить все закупки по 223-ФЗ
12.01.17

Правительство согласовало с Администрацией Президента РФ перечень федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), которые могут продолжать делать закупки по нормам 223-ФЗ. Эксперты Т94 считают несправедливым, что в список вошли 64 федеральных предприятия, а региональные и муниципальные остались не у дел.

Изменения, из-за которых появился перечень ФГУПов, были внесены в 223-ФЗ и вступили в силу 1 января 2017 г. Согласно поправкам, юрлица из списка смогут продолжить закупочную деятельность по 223-ФЗ. Всего в правительственный перечень вошли только 64 федеральных унитарных предприятия. В распоряжении указано, что они имеют существенное значение для обеспечения прав и законных интересов россиян, обороноспособности и безопасности государства.

Так, в список попали государственные СМИ, предприятия Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Министерства обороны РФ, ФГУПы корпорации "Росатом" и Управления делами Президента РФ, включая "Президент-Сервис" и торговый дом "Кремлевский". Не вошедшие в перечень предприятия обязаны проводить закупки по 44-ФЗ. Исключение составляют два случая. Первый - когда закупка финансируется за счет грантов. Второй - когда предприятие-исполнитель по госконтракту привлекает третьих лиц (кроме контрактов, заключенных с единственным поставщиком на основании актов Президента или Правительства) РФ. Также закупки по 223-ФЗ в этих двух случаях допустимы, если унитарное предприятие успело до 31 декабря 2016 г. принять и разместить в Единой информационной системе (ЕИС) положение о закупке.

Ранее все закупки ГУПов и МУПов регулировал 223-ФЗ, напомнил Сергей Фахретдинов, руководитель Комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. "Документ позволял заказчикам самим устанавливать систему закупок с учетом особенностей их деятельности. При этом отдельные заказчики с помощью различных способов маскировали закупку у единственного поставщика, а это никак не соответствует принципу прозрачности и добросовестной конкуренции. С 1 января 2017 г. муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить все закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ. Для ГУПов и МУПов, которые работают на монопольном рынке, работать по 44-ФЗ совершенно естественно. Прозрачность и отчетность по этому закону исключит возможность совершать неоправданные закупки и коррупционные схемы", - считает эксперт. По его словам, унитарные предприятия, работающие на конкурентном рынке, например, многочисленные жилищные организации, пассажирские компании, строительные организации, стоит переводить 

в частные активы. Их не следует оставлять на балансе государства и заставлять работать по жесткому 44-ФЗ. "Тогда преобразованные в бизнес унитарные предприятия смогут самостоятельно выбрать по какому законодательству работать, а конкурентный рынок будет постоянно стимулировать совершенствовать свои товары, работы и услуги. Исключения из числа унитарных предприятий, которые продолжат работу по 223-ФЗ, могут быть единичными и доказавшими необходимость работать по-прежнему", - заключает Сергей Фахретдинов.

У экспертного сообщества пока нет версий, почему только федеральные предприятия стали исключением из правила закупок по 44-ФЗ. Для большинства региональных и муниципальных предприятий нет возможности проводить закупки по его условиям.

Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ, соглашается, что утвержденный перечень вызывает много вопросов. "Непонятно, почему именно некоторые ФГУП аптеки включили в список, и чем они отличаются от других ГУП аптек. Особенно мне жаль госфармаптеки: им сложнее остальных будет работать в рамках 44-ФЗ", - комментирует эксперт.

Ольга Чернова, заместитель генерального директора по правовым вопросам государственного предприятия Красноярского края "Губернские аптеки", пояснила, какие трудности ждут фармацевтические ГУПы и МУПы при закупках по новым для них условиям. "У предприятий есть свои нюансы работы с закупками лекарственных препаратов. Например, согласно закону 44-ФЗ, аптечные предприятия должны закупать лекарственные препараты по международным непатентованным наименованиям, согласно 223-ФЗ – действующее вещество, которое обозначается в рамках аукциона. В этом случае поставщик может предложить любое торговое наименование, в таком аукционе победителем выйдет тот, кто предложит наименьшую цену. Это существенно сократит аптечный ассортимент. Кроме этого, закупки по новым правилам грозят утратой конкурентоспособности на рынке и падению оперативности процесса закупки. Учитывая, что унитарные фармацевтические предприятия работают на рынке в условиях жесткой конкуренции, для них сроки и оперативность закупок являются критичными", - прок

Комментировала Ольга Чернова.

По прогнозам эксперта, в скором времени подобная работа может привести к закрытию большинства ранее доходоприносящих точек на удаленных территориях страны. Хотя там, зачастую нет возможности приобрести лекарственные препараты, кроме как через государственные или муниципальные аптеки. Таким образом, пострадают граждане.

К сожалению, игрокам рынка и участникам закупок не стоит в ближайшее время ожидать появления какого-то "спасательного" реестра для региональных ГУПов и МУПов. "Сам 223-ФЗ не предусматривает такого варианта развития событий", - уточняет Николай Баранов. Однако, у фармацевтических предприятий есть надежда, что Государственная Дума РФ в феврале примет в первом чтении законопроект, согласно которому они будут исключены из сферы действия 44-ФЗ. Сегодня уже многие депутаты высказались в его поддержку.

http://torg94.ru/stat/8664.html


назад

Другие новости закупок