- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Закупка по ролям: При закупке можно заключить несколько договоров
Такое право имеет заказчик по 223-ФЗ.
В рамках одной закупки заказчик может заключать сразу несколько договоров по 223-ФЗ. Единственное условие - процедура должна быть прописана в положении о закупке. Эксперты Т94 рассказали, как заказчику избежать нарушения антимонопольных требований при заключении нескольких договоров.
Согласно нормам 223-ФЗ, заказчик может заключать несколько договоров при условии, что порядок подготовки и проведения закупочных процедур, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров будут закреплены в положении о закупке. При этом в Министерстве экономического развития РФ подчеркивают, что заказчик при такой закупке должен соблюдать антимонопольные требования. Так, при проведении закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По словам Дмитрия Казанцева, начальника отдела правовой экспертизы B2B-Center, в закупочной документации необходимо предусмотреть возможность заказчика распределять подряд между несколькими победителями, а также пропорции такого распределения. При этих условиях участники будут знать, кто сколько получит. Например, тот кто займет первое место, получит 70% контракта, а второе место - 30%.
"Чаще всего этой возможностью пользуются заказчики из атомной отрасли и оказывающие услуги сотовой связи. Последние мотивированы тем, что им необходима гарантия исполнения минимального объема контракта. То есть, если один из победителей вдруг окажется недобросовестным или просто не сможет поставить товар, то у заказчика, в любом случае, какой-то объем товара будет поставлен от другого подрядчика. Тогда любой глобальный инновационный проект, например, обновление производства или расширение сети не сорвется, а лишь приостановится, - рассказал в комментарии Т94 Дмитрий Казанцев. - Более последовательная логика у заказчиков атомной отрасли, где рынок для поставщиков очень специфический. Этот рынок с высоким входным порогом. Если заказчик делает глобальный контракт, например, строительство АЭС, то он понимает, что это огромный контракт не на один год. Если он отдает большую часть контракта одному поставщику, то де-факто не на один год оставляет без хлеба второго. Тем самым, формально, соблюдая методологию 44-ФЗ, заказчик полностью монополизирует рынок и сам для себя создает одного поставщика. Так, добросовестному мотивированному заказчику, такая ситуация не нужна, поэтому он поддерживает конкуренцию на рынке, предоставляя в разных долях подряд нескольким поставщикам. Так, заказчик позволяет на одном и том же рынке существовать нескольким фирмам".
При этом в Минэкономразвития обратили внимание, что право заказчиков по итогам закупки заключить договоры с несколькими участниками, а также порядок и случаи должны быть установлены заказчиком в положении о закупке. Указанная норма направлена на обеспечение конкуренции при осуществлении закупок для сложных поставок, которые во всем мире могут обеспечить единицы, так как в случае победы одного поставщика есть риск, что в дальнейшем он сможет диктовать цены.
Так, например, при закупке оборудования длительного цикла изготовления количество участников в закупках составляет от 1 до 3 поставщиков. Требуется значительный гарантированный долгосрочный заказ для поддержки производителей. В связи с этим необходимо иметь возможность проводить процедуры с двумя победителями для поддержания конкурентной среды и снижения рисков.
В министерстве привели Т94 пример закупки "Росатома": для изготовления одного парогенератора для блока с ВВЭР необходимо 129 км нержавеющей трубы с высокими требованиями по качеству. Изготовители парогенераторов – отраслевые "ЗиО-Подольск" и филиал "АЭМ-технологии" в Волгодонске (бывш. "Атоммаш" - прим. редакции) регулярно, то есть 4-8 раз в год, заказывают от 1 до 4 комплектов труб, в зависимости от объема поступающих отраслевых заказов. Сложившийся рынок изготовителей трубы – это два предприятия, в России и на Украине (ЧТПЗ и "Сентравис"). Каждый изготовитель в отдельности не может 100% по срокам удовлетворить потребности заказчиков ввиду ограниченной мощности собственного производства. Заказчики разработали такую стратегию: весь имеющейся заказ двух предприятий объединить в одну процедуру закупки. Затем выбирать двух победителей, при условии равной цены при переторжке, предусмотрев отдельный гарантированный заказ для каждого. При этом предусмотрели опцион на два года, то есть обязательство изготовителей еще продать трубу в любом количестве в течение 2 лет по фиксированной цене. Начальная максимальная цена процедуры (без опциона) почти миллиард рублей (996 млн. руб.). Итог: 4 участника процедуры – все изготовители (ЧТПЗ, "Сентравис", ТМК, "Оскар"). 2 победителя – референтные изготовители (ЧТПЗ, "Сентравис"). Минимальная цена за последние три года закупок этой трубы, где уровень экономии с учетом инфляции - 14%, что составляет 503,6 млн. руб. на 10 блоках АЭС.
По словам Дмитрия Казанцева, заказчик должен предусмотреть в документации то, что по итогам закупки договор не заключается, а может быть заключен с несколькими поставщиками. Таким образом, заказчик может смотреть, кто победил. К примеру, недобросовестный заказчик увидит, кто победил, и если это будет "его поставщик", то он сможет отдать ему 100% контракта, а если победит "не его поставщик", то он даст ему 50% контракта. При этом второе место получит все равно "его поставщик" и получит вторую половину контракта.
"Это нарушение правил, исключение может быть одно: заказчик должен прописать в документации, что если в закупке поучаствовал один поставщик, то такой поставщик может быть признан победителем и он получит 100% контракта. Либо, если несколько подрядчиков, то прописать доли для каждого", - поясняет Дмитрий Казанцев, добавляя, что все сценарии должны быть прописаны еще при объявлении закупки.
Кроме этого, нарушением антимонопольных требований может считаться отсутствие в закупочной документации пропорций контракта всем победителям. В положении о закупке должно быть четко прописано, какой победитель сколько получит.
Таким образом, чтобы заказчик мог воспользоваться возможностью заключать договор с несколькими подрядчиками, он должен прописать все условия в положении о закупке. Ранее подобный вопрос рассматривался с точки зрения публикации сведений о закупке в ЕИС. Сейчас при заключении нескольких договоров от заказчика этого не требуется, но важно с его стороны не нарушить антимонопольные требования в части установления прав, пропорций и порядка выбора победителя.
http://torg94.ru/stat/9267.html
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.