Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru
Закон о госзакупках упростят до беспредела
08.04.19

Закон о госзакупках упростят до беспредела Правительство РФ меняет систему госзакупок. Поправки в 44-ФЗ фактически позволят подстраивать условия тендеров под интересы конкретных компаний: продлять контракты, увеличивать финансирование по ним, менять генподрядчиков.

Правительство РФ 4 апреля одобрило поправки в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ). В частности, предлагается упростить выбор подрядчиков для строительства объектов за счет бюджета. Им не придется, как сейчас, подробно прописывать свои предложения о том, как построить тот или иной объект с учетом его проекта. Претенденту достаточно будет подтвердить, что у него есть опыт возведения подобных объектов, и просто согласиться с условиями строительства, перечисленными в конкурсной документации. 7 трлн рублей составила в 2018 году сумма государственных и муниципальных закупок.

Договоры перепишут Если во время исполнения контракта возникли «обстоятельства непреодолимой силы», стороны могут изменить условия контракта — например, продлить его или скорректировать цену. Сейчас изменение сроков и цены контракта по 44-ФЗ запрещено. Более того, можно будет по соглашению сторон даже продлить срок контракта без всяких непреодолимых обстоятельств, если подрядчик не укладывается в график. Но только один раз. Зато если закупка производится у единственного поставщика (так, например, строился Керченский мост, где подрядчиком был «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга), то сроки и цену контракта можно будет менять сколько угодно.

Если очень хочется, то можно Впрочем, ограничения, которые предлагается смягчить, никогда никому не мешали. Например, стоимость строительства стадиона на Крестовском острове в Петербурге выросла с первоначальных 6,67 млрд рублей до 48,2 млрд рублей. Да и сроки сдачи объекта сдвигались много раз: начали его строить в 2006-м и собирались открыть в 2009-м, но в итоге арена начала работать лишь в 2018 году — дальше тянуть было уже невозможно, так как в июне 2018-го должен был состояться первый матч Чемпионата мира по футболу. Отсутствие обстоятельств непреодолимой силы не помешало Дирекции транспортного строительства поменять условия контракта с ОАО «Метрострой» по строительству петербургской подземки. Например, вторую очередь одиозного Фрунзенского радиуса подрядчик начал строить в 2014 году и должен был завершить к концу 2017-го. Однако дополнительными соглашениями к контракту дирекция несколько раз меняла условия, задерживая начало работ то на одном участке, то на другом. В результате сдачу радиуса пришлось сначала перенести на май 2018 года, потом на декабрь, потом на январь 2019 года. Очередной дополнительное соглашение стороны подписали в марте 2019 года, оно предусматривает ввод Фрунзенского радиуса не позднее 31 августа.

Риски злоупотреблений Поправки в 44-ФЗ резко увеличивают коррупционные риски. Прежде всего, для случаев размещения закупок у единственного поставщика. По закону контракт с единственным поставщиком заключают, если речь идет об уникальных товарах или услугах (например, по строительству газопровода «Сила Сибири») или секретных объектах (например, оборонных закупках). Но 44-ФЗ также позволяет отдавать контакт единственному поставщику, когда на тендер подана только одна заявка или когда только одна заявка удовлетворяет условиям торгов. Например, АО «ВАД» Валерия Абрамова в 2017 году заключило с государственными заказчиками более 30 контрактов на ремонт и строительство дорог на общую сумму свыше 40,57 млрд рублей. При этом во всех случаях, кроме одного, на конкурс подавал заявку только один участник — сам ВАД.

В недавнем конкурсе на предоставление транспортных услуг для станций скорой помощи Вологды и Череповца на 426 млн рублей тоже приняла участие только одна компания — ООО «Эффективная система здравоохранения» Данила Барышникова, сына заместителя гендиректора «Газпром нефти» Владислава Барышникова. Только один заявитель подал заявки в шести тендерах на транспортировку отходов на 3,23 млрд рублей в Саратовской области — это компания ООО «Днепр. Смоленский регион» Сергея Котляренко, управляющего активами бывшего вице-премьера, а ныне главы «Внешэкономбанка» Игоря Шувалова. Заказчик намеренно может устроить дело так, чтобы в условия тендера могла вписаться заявка только одной компании, говорят эксперты. Или отсеять всех претендентов, кроме одного, по формальным признакам. И тогда стороны смогут сколько угодно повышать цену контракта или продлевать его сроки.

https://metagazeta.ru/business/zakon-o-goszakupkah-uprostyat-do-bespredela/


назад

Другие новости закупок