- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Выборы пройдут мимо госзакупок
Госдума в пятницу приняла законопроект, разрешающий Центризбиркому и избирательным комиссиям субъектов РФ заключать контракты для обеспечения федеральных выборов без соблюдения закона о госзакупках. Из-под его действия в год подготовки к выборам президента также будут выведены крупнейшие государственные СМИ, «Российские телерадиовещательные сети» и другие ФГУПы. Перечень госзаказчиков, которым создадут комфортные условия непубличного выбора поставщиков, правительство согласует с администрацией президента (АП). В таком качестве АП в законодательстве появляется впервые.
На заседании в пятницу Госдума без обсуждения голосами «Единой России» и ЛДПР приняла распространенную прямо в зале поправку к ряду законодательных актов, согласно которой закупки ЦИКа и избиркомов субъектов РФ, «в том числе при возложении на них полномочий окружных комиссий на выборах федеральных органов власти, исключаются из-под действия закона о контрактной системе госзакупок». Как пояснил “Ъ” член комитета по безопасности Госдумы единоросс Антон Гетта, заключать контракты, необходимые для выборов президента и Госдумы, ЦИК и комиссии смогут по собственному регламенту, но только в рамках сметы, предусмотренной на подготовку к федеральным выборам. Соответствующие поправки, пояснил он, будут внесены и в избирательное законодательство. Напомним, упростить требования к закупкам в условиях «скоротечности» выборов в ноябре предложила глава ЦИКа Элла Памфилова. В проекте бюджета на 2017 год, когда будет осуществляться подготовка к президентским выборам, ЦИКу выделены ассигнования 21,3 млрд руб., на 30% больше, чем в этом году. При этом указано, что строка на подготовку к президентским выборам увеличена на 14,8 млрд руб. (на думские выборы было выделено 10,5 млрд руб.). В 2018 году бюджет ЦИКа резко сократится до 4,6 млрд руб.
«До принятия поправок было много позиций, по которым правительство определяло единственного поставщика, к примеру в части изготовления бюллетеней»,— заявил “Ъ” зампред ЦИКа Николай Булаев. Таких позиций, по его словам, около десятка. Поправки нужны для того, «чтобы не попасть в сложную ситуацию с выборами президента в марте (пройдут 11 марта 2018 года.— “Ъ”)», подтвердил он. Решение о назначении выборов президента принимается за 100–90 дней до дня голосования, а до этого нельзя распоряжаться средствами, выделенными на кампанию, пояснили “Ъ” в ЦИКе. С учетом процедур закона о госзакупках и длительных зимних праздников провести конкурсы затруднительно.
Принятый Госдумой во втором чтении законопроект предусматривает также масштабные исключения из вступающих в силу 1 января 2017 года новых требований к закупкам федеральных, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ФГУПов, ГУПов и МУПов). В июле их перевели из-под действия закона о закупках госкомпаний на более жесткие и прозрачные правила закона о контрактной системе (он обязывает заказчиков публиковать все сведения, строго регламентируя сроки и правила процедур). Но теперь от перехода в новый режим будет освобождено неопределенное числа ФГУПов, «имеющих значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства», перечень которых правительство должно согласовать с АП. По данным “Ъ”, проект подготовлен в администрации президента по итогам совещания, которое проводил глава АП Антон Вайно. Какие конкретно предприятия получат более комфортные условия, не уточняется. В первом чтении в этот список должны были войти только крупнейшие государственные СМИ (ФГУПы ВГТРК, ИТАР-ТАСС, «Россия сегодня» плюс оператор связи «Российские телерадиовещательные сети»), перечень которых должен был утверждать президент.
Вносившие проект глава думского комитета по информполитике Леонид Левин («Справедливая Россия») и член комитета по безопасности единоросс Антон Гетта (экс-руководитель проекта ОНФ «За честные закупки») объясняли поправку тем, что «специфика деятельности СМИ часто требует непредвиденных закупок в оперативном режиме», в том числе за границей. Источники “Ъ” при этом отмечали, что непубличность закупок для медийных ресурсов федеральной власти должны быть обеспечена для сохранения конфиденциальности графика и маршрутов передвижения первых лиц, для сопровождения которых СМИ приходится арендовать помещения и заключать иные контракты.
По данным источников “Ъ” в правительстве, аналогичные привилегии могут получить ФГУПы Росатома, активно сопротивлявшегося переходу под действие закона о госзакупках. В целом в реестре оборонно-промышленного комплекса числится более 70 ФГУПов Минобороны, Роскосмоса, Росатома, ФМБА и других ведомств, включая Спецстрой, чьи 18 ФГУПов, по данным “Ъ”, собирались реорганизовать из-за неоднократных срывов строительства (см. “Ъ” от 23 ноября).
«КПРФ не голосовала за проект и в первом чтении, так как это закон о том, как обходить контрактную систему»,— сказал “Ъ” первый зампред думского комитета по экономической политике Николай Арефьев. Через пару лет, по прогнозу коммуниста, «на контрактной системе останутся только детские сады, закупающие у фермеров по два литра молока в месяц», а «параллельно с этим на откатах будут развиваться всевозможные коррупционные схемы». «Это позволит обходить закон о госзакупках любому ФГУПу»,— заявил “Ъ” первый зампред думского комитета по экономической политике справоросс Валерий Гартунг. По его словам, на госзакупках «возможна экономия в 2,5 трлн руб.», а дефицит бюджета на 2017 год составляет 2,7 трлн руб.
Думских оппозиционеров также удивляет, что в тексте закона АП фактически уравнена по статусу с правительством РФ. «Правительство — конституционный орган, АП — вспомогательный орган, обеспечивающий деятельность президента»,— напомнил Конституцию Валерий Гартунг, отметив, что АП «впервые появляется в таком качестве в российском законодательстве». Однако первый зампред думского комитета по экономической политике Владимир Гутенев («Единая Россия») считает это нормальным: «”согласование с президентом” выливается в поручение президента» конкретным управлениям АП.
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.