- Главная
- Новости
- Новости закупок
- ВС рассказал, когда можно немотивированно отказаться от исполнения госконтракта
Сегодня вышел четвертый в этом году Обзор Судебной практики ВС. Согласно нему, если госзаказчик отказался от договора в связи с существенным нарушением подрядчиком контракта, суд не вправе без согласия заказчика переквалифицировать отказ в немотивированный.
Поставщик и заказчик заключили муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации для строительства общеобразовательного учреждения. В установленный срок поставщик направил в адрес заказчика проектно-сметную документацию, разработанную им до заключения контракта, без отчетов об инженерных изысканиях. Заказчик письменно сообщил об отказе подписать акт приемки. Он указал, что документация не соответствует условиям контракта, поставщик выполнил инженерные изыскания и внес изменения в документацию. По результатам государственной экспертизы документации на соответствие ее требованиям технических регламентов получено отрицательное заключение. В итоге заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта (ч. 9 ст. 95 закона № 44-ФЗ).
Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском к заказчику о взыскании неосновательного обогащения и признании недобросовестным одностороннего отказа от исполнения контракта. Заказчик заявил встречный иск – о взыскании с подрядчика неустойки за нарушение сроков предоставления документации.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении первоначального иска, частично удовлетворив встречный иск. Апелляция изменила решение суда в части размера удовлетворения встречного иска. Суды исходили из того, что общество добровольно согласилось на поставку товара в отсутствие обязанности заказчика предоставить исходную документацию. Суды пришли к выводу, что разработанная документация заказчику не предоставлена. Типовая документация разработана до заключения контракта для иного объекта капитального строительства и не имеет потребительской ценности для заказчика.
Суд округа решил, что общество имеет право на получение стоимости переданного типового проекта, имеющего потребительскую ценность для заказчика. Поэтому суд округа удовлетворил первоначальный иск в части взыскания стоимости фактически выполненных работ и встречный иск о взыскании неустойки, исчислив ее от стоимости не исполненных по контракту обязательств. Он исходил из того, что в распоряжение заказчика поступила типовая проектно-сметная документация, доказательств возврата которой не представлено. Контракт обществом не исполнен, поэтому требования общества удовлетворению не подлежат.
Верховный суд пришел к выводу: установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении условий контракта обществом, а значит – о невозможности признать отказ заказчика от исполнения контракта немотивированным. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч. 10 ст. 70 Закона № 44-ФЗ). Выводы суда округа о прекращении действия контракта и о наличии оснований для взыскания стоимости фактически выполненных работ, по мнению ВС, незаконны (ст. 717 ГК). Поэтому Судебная коллегия ВС отменила постановление арбитражного суда округа, оставив в силе постановление суда апелляционной инстанции (№ 304-ЭС18-2754).
https://pravo.ru/news/208011/
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.