- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Торги без стимула: необходимы меры по снижению закупок у единственного поставщика
Общий объем процедур определения поставщикапо 223-ФЗ в 2016 г. увеличился по сравнению с 2015 г. на 10% и достиг 25,7 трлн руб. На Топ-5 крупнейших заказчиков приходится 28% всех закупок.Об этом сообщает Министерство экономического развития РФ в новом докладе о результатах мониторинга применения закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за 2016 г. Проблема с выбором конкурентного способа закупки осталась так и нерешенной. О неутешительных результатах мониторинга и возможном пути совершенствования законодательства рассказали эксперты Т94.
"Представленный годом ранее отчет Минэкономразвития о результатах применения 223-ФЗ многих шокировал. Очевидное невыполнение законодательных норм и нормативов широко обсуждалось и критиковалось экспертным сообществом. Ошибки должны стимулировать к развитию, но результаты того же мониторинга за 2016 г. показывают, что ситуация только усугубилась", - сетует Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по государственно-частному партнерству и развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний.
В докладе указывается, что объем закупок у единственного поставщика в 2016 г. увеличился на 3,8% по сравнению с 2015 г. Количество "иных способов" закупок, проводимых заказчиками, увеличилось в 2016 г. на 983 способа. Отсутствие в законе требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 4480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у единственного поставщика. В 2015 г. таких способов было меньше и насчитывалось 3500.
Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ, поясняет, что 223-ФЗ не ограничивает заказчиков в выборе способов закупок, то есть в этом случае было бы неправильно говорить о несоблюдении законодательных норм. Но "парадокс" заключается в том, что заказчики расписывают закупки в своих положениях разными формулировками, а по сути это есть одна и та же закупка у единственного поставщика. "За год ничего не поменялось, в частности законодательство. Давление со стороны правительства на госкомпании и их закупочную политику постоянно растет. Федеральная антимонопольная служба РФ приняла стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц еще в 2015 г. По их мнению, это должно было подтолкнуть всех заказчиков по 223-ФЗ привести свои положения в соответствии с этим принятым стандартом. Но мы увидели, что по итогам 2016 г. ничего не изменилось", - добавляет Баранов.
Если провести параллель и проанализировать закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ, в которых указаны основания закупок, то видно, что их количество уменьшилось. При этом объем закупок увеличился и практически только по монопольным позициям (теплоснабжение, энергоснабжение и т.д.). Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям, отмечает, что если выросли фактические тарифы для заказчиков по 44-ФЗ, то вполне логично, что они аналогично выросли и для заказчиков по 223-ФЗ.
Количество "иных способов", по словам Георгия Сухадольского, тем более должно вырасти, поскольку даже полностью идентичные способы от иного заказчика в Единой информационной системе рассматриваются как новый способ. Например, при акционировании организации все бизнес-процессы и способы закупок остались совершенно неизменными, но организационно-правовая форма изменилась. ЕИС не предоставила возможности применить те же самые способы закупок и их пришлось вводить заново, тем самым дополнительно увеличив формальное число "иных способов".
"Надо обсуждать не техническое, в том числе вынужденное увеличение числа "иных способов", а их систематизацию и классификацию. В этом случае, например "аукцион открытый" и "открытый аукцион" будут рассматриваться не как разные способы, а по крайней мере подвиды одного и того же способа, если не вообще один и тот же способ закупки", - считает Сухадольский.
Помимо определения способов закупки, в прошлом году нелучшим образом складывалась и ситуация с закупками у малого и среднего бизнеса. Хотя общий объем закупок госкомпаниями за год составил 987 млрд руб., выявлены факты заключения договоров с "субъектами МСП", стоимость которых многократно превышает предельные размеры выручки, позволяющие относить хозяйствующие субъекты к МСП. "2017 г. только начинается, и в наших силах предпринять все действия, чтобы отчет о деятельности за этот год изменился в лучшую сторону. Необходимо предпринимать срочные меры по снижению процента закупок у единственного поставщика", - подчеркивает Сергей Фахретдинов.
С ним соглашается и Николай Баранов, добавляя, что изменения в 223-ФЗ уже есть и находятся на рассмотрении Государственной Думе РФ. В первую очередь они касаютсяэлектронных закупок и их конкретизации, ограничения перечня закупок, а также жесткого контроля через советы директоров (государство) положений о закупке.
По словам же Сергея Фахретдинова, в этом списке не хватает пункта об активном привлечении малых и среднихпредприятий к закупкам госкомпаний. Он считает, что снизить число закупок у единственного поставщика возможно благодаря поправкам в 223-ФЗ и 135-ФЗ "О защите конкуренции", прописав в них необходимость указывать в программах партнерств для субъектов МСП четкие преференции, которые действительно привлекут МСП к участию в закупке. Например, обязательное 30% авансирование.
"Необходимо снимать барьеры для производственных компаний при прохождении системы сертификации. А именно унифицировать требования в смежных отраслях на одни и те же продукты, товары, услуги, - комментирует СергейФахретдинов. – К сожалению, сегодня бизнес не заинтересован в присоединении к территориально-промышленным кластерам. Причина в том, что большинство госкомпаний не проявляет инициативы в создании таких площадок, а рекомендации правительства и региональных органов власти не работают. Госкомпании привыкли работать "по старинке", не желая видеть в таком взаимодействии ни собственных выгод, ни возможности для развития экономики нашей страны".
О распределении заказов неконкурентными способами эксперты спорят давно. Как показал очередной доклад МЭР, из года в год проблемы в закупках госкомпаний не решаются. Ситуацию можно изменить с помощью корректировки системы регулирования и законодательства. Новый проект поправок, о котором говорили эксперты, предусматривает в том числе применение заказчиками ограниченного перечня способов закупок (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) только для малого и среднего предпринимательства (до 400 млн. рублей). Такие закупки могут осуществляться только в электронной форме на электронных площадках, функционирующих в рамках контрактной системы.
Кстати:
Всего за весь период действия223-ФЗ на 174 электронных площадках состоялось больше 1,5 млн закупок в электронной форме. На 46 площадках осуществляется 99% закупок. При этом на 75 ЭТП проведено в совокупности около 10 тыс. закупок, на 9 площадках проведено по одной закупке, а на 44 не состоялось ни одной закупки в электронной форме.
http://torg94.ru/stat/8897.html
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.