- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Сибирский подход к решению проблемы НДС в контрактах, заключаемых в рамках Закона № 44-ФЗ
При анализе судебной практики применения законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 2018 год обращает на себя внимание очень интересная правовая позиция Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по вопросу изменения условия проекта контракта об уплате НДС, если победитель-подрядчик, с которым заключается контракт, работает на упрощенной системе налогообложения (далее – УСН).
Как известно, одними из наиболее распространённых судебных споров при осуществлении закупок на выполнение подрядных строительных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являются споры об уменьшении цены контракта при его заключении на сумму НДС с участниками, применяющими УСН.
Дело в том, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчики согласно требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе обязаны учитывать в такой цене все налоги, в том числе НДС, включаемый в сводный сметный расчёт проектной документации.
При этом подрядчики, являющиеся победителями конкурентных процедур закупок, предлагает заказчикам твёрдые цены государственных (муниципальных) контрактов на выполнение строительных работ при их проведении.
В результате между заказчиками и подрядчиками, выигравшим торги, на этапе заключения контрактов часто возникает конфликтная ситуация, когда подрядчики на УСН требуют от заказчиков уплаты всей твёрдой цены контракта, предложенной им на аукционе, и на основании Закона № 44-ФЗ о контрактной системе отказываются вносить какие-либо изменения в предложенную им цену в связи с применением УСН. Заказчики, со своей стороны, опасаясь обвинения в неправомерном расходовании бюджетных средств со стороны контрольных и правоохранительных органов, отказываются оплачивать НДС по контрактам подрядчикам, которые освобождены от его уплаты.
Данная проблема строительных закупок по-разному решается в различных регионах России.
Однако, подход Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по условию правомерности изменения проекта контракта об уплате НДС, сформированный в постановлениях от 31 октября 2018 года по делу № А74-17656/2017 и от 15 октября 2018 года по делу № А33-1406/2018, выделяется своей простотой и железной логикой.
Исходя из правовой позиции указанного окружного суда, условие проекта контракта об уплате НДС не подлежит изменению при его заключении по результатам конкурентной процедуры закупки в рамках 44-ФЗ даже, если участник закупки работает на УСН (если иное не предусмотрено проектом контракта).
По указанным делам заказчики обратились в арбитражные суды для оспаривания решений и предписаний антимонопольных органов, которые возлагали на них обязанность исключить из проектов контрактов, направляемых по результатам аукционов подрядчикам, применяющим упрощённую систему НДС, условия об уплате ими НДС.
Пояснение: заказчики при направлении проектов контрактов победителям аукционов, работающих на УСН, отказались исключать из них фразу об уплате подрядчиками-«упрошенцами» НДС 18 %. В связи с этим подрядчики обратились в территориальные органы ФАС России, которые поддержали их позицию о необходимости исключения НДС из проектов контрактов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, признавая незаконными решения и предписания антимонопольных органов, сослался на следующее.
В соответствии со статьёй 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1).
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 2).
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (часть 10 статьи 70 Федерального закона № 44-ФЗ).
Судами установлено, что оспариваемым решением антимонопольный орган признал заказчика, в том числе нарушившим указанные нормы Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку победителем закупки предложена цена контракта без учёта НДС, так как данная организация находится на упрощённой системе налогообложения, и требование заказчика заключить контракт по указанной цене, но включающей в себя НДС 18%, нарушает условие о необходимости заключить контракт по цене, предложенной победителем.
Признавая несостоятельной вышеизложенную позицию антимонопольного органа, суды обоснованно исходили из невозможности в данном конкретном случае исключить из положений контракта условия о включении в цену НДС, поскольку такое условие в императивной форме содержалось в извещении о проведении электронного аукциона (начальная максимальная цена контракта с включением НДС 18%) и в аукционной документации.
Возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС при условии применения победителем аукциона упрощённой системы налогообложения извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией не предусмотрена.
Поскольку извещение, аукционная документация (в том числе проект контракта) содержали информацию о расчёте цены контракта с учётом НДС, приняв участие в указанном аукционе, ООО – победитель закупки надлежащим образом было осведомлено об этом и в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ дало согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.
Само по себе применение участником аукциона упрощенной системы налогообложения, исходя из положений Закона № 44-ФЗ, не является безусловным основанием для исключения суммы НДС из цены контракта, определенной по результатам закупки.
Таким образом, поскольку основания для изменения условия контракта в части его цены у заказчика отсутствовали, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что контракт должен быть заключен на соответствующих условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Выводы судов о неправомерности изложенной в оспариваемом решении позиции антимонопольного органа основаны на правильном применении изложенных норм Закона № 44-ФЗ, не предусматривающих возможность изменения цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель аукциона применяет систему налогообложения, не предполагающего его уплату (за исключением случая, если такая возможность предусмотрена документацией о закупке), а также с учётом норм налогового законодательства, в частности, пункта 5 статьи 173, пунктов 4, 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанная позиция судов соответствует также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 26 июня 2015 года № 306-КГ15-7929, от 25 августа 2016 года № 310-КГ16-10142, от 13 октября 2016 года № 308-КГ16-12777, а также в решении ФАС России от 02.12.2015 по делу № К-1657/15, письме ФАС России № АЦ/33651/14 от 21.08.2014.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о несоответствии действующему законодательству оспариваемых ненормативных правовых актов антимонопольного органа и соответственно нарушении этими актами законных прав и интересов заявителя.
http://zakupki-portal.ru/novosti/viktor-don-avtorskie-materialy/sibirskij-podhod-k-resheniyu-problemy-nds-v-kontraktah-zaklyuchaemyh-v-ramkah-zakona-44-fz/
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.