- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Счетная палата: контракты с иностранными консультантами угрожают безопасности
Счетная палата обнаружила новую угрозу национальным интересам – контракты государства с иностранными консультантами
Счетная палата раскритиковала использование чиновниками внешних консультантов: это создает риски коррупции, двойных расходов бюджета, влияния частных компаний на политику и утечки информации. А участие иностранных консультантов в разработке программ и стратегий и вовсе противоречит национальным интересам, заявил в понедельник аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров (цитата с сайта Счетной палаты). Аудиторам, в частности, не понравилось, что Минэнерго привлекало PwC для подготовки «различных концепций».
Государство довольно часто нанимает иностранных экспертов. Чтобы исследовать международный опыт, разработать сложную программу или концепцию, говорит консультант одной из фирм «большой четверки». То же Минэнерго привлекало KPMG при создании отраслевого портала для поддержки инновационного развития ТЭКа. Минвостокразвития в конце 2017 г. заключило контракт на 28 млн руб. с McKinsey & Company для подготовки предложений о создании на Курильских островах территорий опережающего развития. А Минсельхоз – с KPMG на 20,8 млн руб. для исследования потребительских предпочтений на рынках Ближнего Востока, Северной Африки и Восточной Азии.
«Зачем нанимать дорогих сотрудников под один проект, если можно отдать его профессионалам», – объясняет федеральный чиновник. Выбор – между научными учреждениями при министерствах и консультантами крупных иностранных компаний, которые предоставят команду специалистов с опытом и знаниями практики по всему миру, рассказывает консультант другой аудиторской компании. В сфере ТЭКа участие международных экспертов в нормативной деятельности – мировая практика, говорит руководитель международной налоговой практики для нефтегазового сектора EY Алексей Кондрашов. Эксперты EY работают в этой сфере в разных странах, например в Мексике, Австралии, Саудовской Аравии, странах Африки, на Северном море, так что Россия не исключение, рассказывает он.
По закону участником госзакупки может быть любая компания, кроме офшорной, указывает представитель Минэнерго. В 2015 г. министерство действительно заключило несколько контрактов с компаниями, в том числе с иностранными учредителями, но закупки проводили на конкурсе, никаких нарушений допущено не было, рассказывает он. А сами контракты были заключены для подготовки информационно-аналитических материалов, а не для разработки нормативно-правовых или стратегических документов.
Половина финансовых аудиторов может уйти с рынка
Обращаясь к международным консультантам, государство получает качественный продукт, передал через представителя председатель правления и управляющий партнер KPMG в России Олег Гощанский. В среднем примерно 20–30% консультационных проектов международных компаний в мире приходится на госсектор, рассказывает он. Если есть качественная экспертиза, почему бы ее не использовать, удивлен управляющий партнер EY по России Александр Ивлев.
Счетная палата предлагает не лишать чиновников возможности нанимать консультантов, но сформировать четкий перечень вопросов, с которыми к ним можно обращаться. Тогда их станут чаще привлекать к работе неформально, опасается консультант крупной компании. Это нередко происходит и сейчас, рассказывает партнер одной из компаний большой четверки. Но условия по госконтрактам в отношении конфиденциальности в разы жестче, чем с частными клиентами, продолжает он, государству выгоднее сохранить возможность контролировать процесс.
Импортозамещение профессионалов
Это не первая попытка отстранить иностранных консультантов от работы. В 2014 г. компании большой четверки столкнулись с претензиями ФСБ к тому, как аудиторы хранят информацию: серверы для хранения данных, по мнению службы, должны находиться в России, а удаленный доступ иностранных филиалов и офисов к информации российских подразделений следует ограничить.
Государство уже занимается импортозамещением, постепенно отказываясь от контрактов с иностранцами, например, в IT-секторе. С января 2016 г. запрещены свободные закупки импортного программного обеспечения госорганами. Чиновники должны отдавать приоритет отечественному софту, входящему в специальный реестр. Госорган может закупать импортный софт лишь удостоверившись, что реестр не предлагает ему российского аналога или же тот не обладает нужным функционалом. Это нужно описывать в отдельном обосновании – невозможности закупки. А летом 2016 г. первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил распространить ограничение и на госкомпании: специальной директивой он обязал ввести такую же процедуру в положениях о закупках.
Пытались власти ограничить и возможность чиновников обращаться к консультантам. В 2016 г. президент Владимир Путин поручал правительству запретить госслужащим закупать работы и услуги, которые напрямую относятся к их функциям, напоминают аудиторы. Но число таких закупок не сокращалось, выяснила Счетная палата: с тех пор их было заключено более 1500 на 8,6 млрд руб.
Настоящая проблема – не госзакупки у внешних консультантов, а невозможность привлечь хорошие кадры, отсутствие в госуправлении системы эффективного контракта, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: зарплата чиновников распределена по уровням и для многих она непривлекательна.
Представители PwC, BCG и McKinsey & Company отказались от комментариев. Представитель Минсельхоза не ответил на запрос.
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/01/29/749326-schetnaya
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.