- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Путина наделили «царскими» полномочиями: беспрецедентный закон принят
Путина наделили «царскими» полномочиями: беспрецедентный закон принят
Вслед за Госдумой и Совет Федерации молча проголосовал за наделение президента России сверхширокими дополнительными полномочиями. Когда одобренный 30 мая сенаторами закон вступит в силу, Владимир Путин сможет своими указами делать для отдельных компаний исключения из обязательных для всех остальных правил. Блестящую спецоперацию Кремль провернул всего за одну неделю.
Мы уже писали о том, как 23 мая Госдума приняла скромный на первый взгляд закон, вносящий изменения в другие законы «в связи с» появлением в России ещё одного уполномоченного по правам - на сей раз «по правам потребителей финансовых услуг». В законе притаилась бомба — детали читайте в материале «Путин всемогущий: полномочия президента расширили законом»).
Проект, внесенный аж в 2014 году, долго и мучительно дорабатывался в думском Комитете по финансовому рынку. А на прошлой неделе вдруг оказалось, что всё согласовано, тексты готовы, с колёс были включены Советом Думы в повестку заседания и за два дня приняты во втором, решающем, и в третьем, окончательном чтении.
Немного нашлось желающих прочитать в готовом виде тот закон. А те, кто прочитал, молчали как партизаны на допросе, если журналисты начинали спрашивать: «Как это?!». И молчат до сих пор.
Дело в том, что при подготовке ко второму чтению, грубо нарушив думский регламент, в этот документ внесли несколько подписанных главой Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым («СР») и его первым замом Игорем Дивинским («ЕР») поправок. К финансовому омбудсмену и его полномочиям поправки не имеют даже косвенного отношения. Зато к полномочиям президента РФ часть из них отношение имеет, и самое прямое!
Когда «МК» обратился к г-ну Аксакову с просьбой пояснить суть нововведений, он сказал лишь, что они «антисанкционные». И добавил: «Прочитайте, вы сами всё поймёте».
Читаем. Особенно сильно поражает воображение статья 12 этого самого закона «в связи с».
«Особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения хозяйствующих обществ в отдельных сферах деятельности… в исключительных случаях могут устанавливвться Президентом РФ».
Хозяйствующие общества - это компании и корпорации самого разного правового статуса.
Какие сферы деятельности могут стать вдруг «отдельными» - не уточняется. Любые, значит.
Какие случаи президент сочтёт «исключительными»? Неизвестно.
Зато содержание слова «особенности» слегка раскрывается. Президент, например, сможет для неопределенного круга компаний в неопределенного рода ситуациях определять сам, в обход других действующих законов, в том числе Гражданского кодекса, как должна храниться, раскрываться и кому предоставляться информация о деятельности этих невероятных компаний.
Президент сможет сам определить, по каким правилам эти невероятные компании должны совершать сделки, как их заверять и учитывать.
Президент вправе будет определить «особенности правового положения эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг».
И, наконец, он будет вправе сам предписывать особенности «учета информации о ценных бумагах в отдельных сферах деятельности».
В общем, прочитав по совету г-на Аксакова принятый закон, мы поняли так: указы президента в «исключительных ситуациях» окажутся теперь в иерархии российского права выше законов…
И знаете, г-н Аксаков был ещё многословен. Некоторые другие депутаты, из числа тех, кто тоже прочитал, сразу начинали махать руками и делать страшные глаза.
Вот и сенаторы сделали вид, что ничего такого здесь нет. Ни одного вопроса на заседании верхней палаты парламента не прозвучало. Ничего не сказал о важных поправках и докладчик, первый замглавы Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев.
«За» проголосовали 142 человека, один сенатор, оставшийся неизвестным, был против, двое воздержались.
Но раз уж западные санкции против отдельных российских компаний и отдельных граждан - настолько «исключительная ситуация», что она требует столь экстраординарной меры, как возвращение в хозяйственной деятельности к указному праву, разве не честнее было бы прямо сказать об этом россиянам, своими налогами оплачивающими существование всех институтов власти? Всех, включая президента и обе палаты парламента.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Евгений Корчаго, член Совета по взаимодействию института гражданского общества при председателе Совета Федерации: «Такие формулировки действительно вызывают опасения, так как дают возможность для индивидуального подхода к компаниям, что противоречит равноправию всех субъектов хозяйственной деятельности.
Однако не всегда такой «особый» подход считается нарушением нынешнего принципа взаимодействия власти и бизнеса, так как в поддержке и установлении льгот для определенных сфер нет ничего криминального, Правда, если это обусловлено экономической целесообразностью. Так что вопрос идет скорее не о самих нормах, а в том, как они будут применяться. Пока из-за слишком широких формулировок перспективы их применения совсем не очевидны».
Доктор экономических наук Игорь Николаев: «Как только для каких-то компаний устанавливаются «особенности» в режиме их работы и вводятся исключения, то это приводит к нарушению здоровой конкуренции, что является одним из самых больших проблем экономики России.
Новый указ президента направлен на развитие конкуренции. Получается, что в нашей стране будут действовать взаимоисключающие правила. Чем страшна недостаточная конкуренция? У бизнеса теряется мотивация, а без мотивации невозможно повысить производительность труда и ускорить экономический рост.
Между тем, когда на рынке некоторые компании обеспечены привилегированными условиями, то все попытки других игроков рынка победить в конкурентной борьбе (снизить цены и повысить качество) обречены на провал.
От такой персонализации и исключительности экономика наша экономика пыталась избавиться, но сейчас мы может вернуться к таким правилам. В результате, повыситься и без того высокая доля участия государства в экономике. Еще один негативный эффект — усугубится неопределенность на рынке. Чем выше неопределенность, тем меньше инвестиций, увеличение которых являются одной из «национальных целей» Путина».
http://www.mk.ru/politics/2018/05/30/putina-nadelili-carskimi-polnomochiyami-besprecedentnyy-zakon-prinyat.html
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.