- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Пределы применения Закона № 44-ФЗ при расходовании отдельными видами юридических лиц средств субсидий, бюджетных инвестиций
Несмотря на то, что п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) строго определяет круг заказчиков, в некоторых случаях закупки по Закону № 44-ФЗ должны проводить и иные юридические лица (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, автономные учреждения и др.), которые обычно не руководствуются Законом № 44-ФЗ при осуществлении закупок.
Чаще всего такая необходимость возникает в случае получения юридическими лицами некоторых видов субсидий и бюджетных инвестиций. При этом, получая обязанность проведения закупок по Закону № 44-ФЗ, такие юридические лица не приобретают правового статуса заказчика с точки зрения п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, что создает определенные сложности с пониманием пределов применения Закона № 44-ФЗ указанными «квазизаказчиками»[1]. Попробуем разобраться, в каком объеме «квазизаказчики» должны применять Закон № 44-ФЗ при получении предусмотренных ч. 4, 4.1, 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ субсидий, бюджетных инвестиций.
В ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ речь идет о субсидиях, получаемых автономными учреждениями на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности; в ч. 4.1 – о субсидиях юридическим лицам, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 78 и подп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ); в ч. 5 – о бюджетных инвестициях, предусмотренных во втором абзаце п. 1 ст. 80 БК РФ.
В зависимости от вида субсидии Закон № 44-ФЗ устанавливает различные требования к «квазизаказчикам»:
• на автономные учреждения распространяются требования Закона № 44-ФЗ, касающиеся планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения контрактов (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);
• на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и других «квазизаказчиков» Закон № 44-ФЗ применяется в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения контрактов (ч. 4.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
Кроме того, вне зависимости от вида субсидии на «квазизаказчиков» не распространяются требования отдельных статей Закона № 44-ФЗ, посвященных импортозамещению, идентификационному коду закупки и каталогу товаров, работ, услуг, преимуществам учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным некоммерческим организациям, банковскому сопровождению, а также устанавливающих некоторые требования к контрактам (ч. 7 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
Что касается способов закупки, то Закон № 44-ФЗ не содержит на этот счет каких-либо указаний, следовательно, способ закупки, включая закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), должен определяться заказчиком самостоятельно с учетом ограничений Закона № 44-ФЗ[2].
Однако изучение ст. 15 Закона № 44-ФЗ для определения пределов применения Закона № 44-ФЗ «квазизаказчиками» не является достаточным условием. Расходование средств субсидий, бюджетных инвестиций «квазизаказчиками» находится на стыке Закона № 44-ФЗ и БК РФ, устанавливающего свои требования к данному процессу.
В частности, предоставление средств субсидий сопровождается заключением соглашений о предоставлении данных субсидий в соответствии с типовыми формами соглашений, утвержденными Минфином России.
В отношении бюджетных инвестиций Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2017 года № 190 “О требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета…” предусмотрено включение в договор о предоставлении бюджетных инвестиций условия о применении Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и исполнении гражданско-правовых договоров, которые полностью либо частично оплачиваются за счет полученных средств.
Как видно из приведенных нормативных актов, в действительности специальными постановлениями Правительства РФ и приказами Минфина России сфера применения Закона № 44-ФЗ для «квазизаказчиков» существенно расширяется по сравнению с требованиями ст. 15 Закона № 44-ФЗ. В ряде случаев предоставление субсидий и бюджетных инвестиций дополнительно требует применения Закона № 44-ФЗ на этапе исполнения (в том числе изменения, расторжения) договора, что не предусмотрено ч. 4; 4.1; 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. Но едва ли заказчик сможет проигнорировать требование о применении Закона № 44-ФЗ на этапе исполнения (в том числе изменения, расторжения) договора, так как данные условия предусмотрены в качестве обязательных для предоставления указанных субсидий и бюджетных инвестиций и подлежат включению в соглашения о предоставлении субсидий.
Данное обстоятельство существенно осложняет жизнь «квазизаказчиков», вынужденных мириться с ограничениями при изменении договоров, которые предусмотрены ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В большинстве случаев эти ограничения делают для «квазизаказчиков» недоступным изменение цены договора, условий оплаты и иных условий заключенного договора, которые такие «квазизаказчики» привыкли без особых проблем менять при проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и Гражданским кодексом РФ[5].
Следует отметить, что даже в случае предоставления бюджетных инвестиций, где Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2017 года № 190 выделяется только «исполнение контракта» без указания на «изменение и расторжение контракта», «квазизаказчикам» все равно придется учитывать нормы Закона № 44-ФЗ при изменении и расторжении контракта[6].
Убедиться в этом можно, обратившись к п. 3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ[7], а также к существующей правоприменительной практике:
Суть дела: заказчик АО “НПК “Уралвагонзавод” получил бюджетные инвестиции и в соответствии ч. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, заключил контракт на строительство гальванического цеха, предусмотрев авансовые платежи в размере 30% НМЦК для выполнения строительно-монтажных работ, приобретения инженерного оборудования.
Впоследствии заказчик увеличил размер авансовых платежей на приобретение инженерного оборудования до 80% и был привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ (изменение условий контракта в нарушение Закона № 44-ФЗ).
Итог: суд оставил без внимания доводы заказчика о неприменимости ст. 34, 95 Закона № 44-ФЗ к рассматриваемой ситуации и об отсутствии состава правонарушения, но снизил размер штрафа с 200 000 до 100 000 руб[8].
Таким образом, даже существенное изменение обстоятельств, имевших место при заключении договора, например многократное удорожание строительных материалов, не позволяет менять условия договора за пределами ограничений ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
В качестве немногочисленных возможностей изменения существенных условий договора можно привести п. 8, 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Однако п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ требует получения соответствующего решения Правительства РФ либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, либо местной администрации, а п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ связывает возможность изменения срока исполнения контракта с исполнением подрядчиком, не исполнившим свои обязательства, требований по уплате неустоек (штрафов, пеней).
И этим сфера применения Закона № 44-ФЗ не ограничивается. Ведь предусмотренное БК РФ и Законом № 44-ФЗ казначейское сопровождение авансовых платежей по контрактам распространяется как непосредственно на получателей субсидий и бюджетных инвестиций, так и на исполнителей и соисполнителей контрактов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, бюджетные инвестиции[9].
Важно также отметить, что в ч. 4.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ была внесена оговорках[10] о том, что Закон № 44-ФЗ применяется в случае, если условиями предоставления таких субсидий предусмотрена передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность.
В то же время п. 8 и 8.1 ст. 78 и подп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 БК РФ предусматривают случаи, когда объекты инфраструктуры не находятся в государственной и муниципальной собственности, что наводит на мысль о неприменимости Закона № 44-ФЗ в случае, если объекты инфраструктуры не передаются в государственную (муниципальную) собственность. Действительно, в изменениях ч. 4.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ подобная логика прослеживается, однако отсутствие на момент написания статьи корреспондирующих изменений в БК РФ, скорее всего, приведет к тому, что Закон № 44-ФЗ придется применять во всех случаях, когда Закон № 44-ФЗ упоминается в БК РФ.
Ведь возможные противоречия БК РФ и Закона № 44-ФЗ на практике чаще всего будут решаться именно в пользу БК РФ просто потому, что формы соглашений о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций ориентируются главным образом на БК РФ, а не на Закон № 44-ФЗ.
Определенные коррективы в правоприменение Закона № 44-ФЗ «квазизаказчиками» может внести и работа единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Так в соответствии с п. 3.1 Порядка регистрации в единой информационной системы в сфере закупок (утв. приказом Казначейства России от 29 апреля 2021 года № 18н) предусмотрены только такие полномочия, как:
• 01 – “заказчик”;
• 12 – “заказчик, осуществляющий закупки в соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ”;
• 13 – “организация, осуществляющая полномочия заказчика на осуществление закупок на основании соглашения в соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ”…
Соответственно, никакого специального функционала для «квазизаказчиков», руководствующихся ч. 4; 4.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в единой информационной системе в сфере закупок не предусмотрено, в связи с чем нельзя исключать отсутствие технических возможностей для размещения предусмотренных табл. 1 настоящей статьи сведений[11].
Неприменение Закона № 44-ФЗ или отдельных его положений при расходовании средств субсидий, бюджетных инвестиций, предусмотренных ч. 4; 4.1; 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, на практике может быть связано с неточным использованием норм БК РФ и Закона № 44-ФЗ при составлении договоров о предоставлении средств субсидий, бюджетных инвестиций, если, напримДобавитьер, в договоре о предоставлении бюджетных инвестиций будут отсутствовать требования о применении «квазизаказчиком» Закона № 44-ФЗ полностью или в части.
Однако подобные ошибки, допущенные составителями договоров о предоставлении средств субсидий, бюджетных инвестиций, не должны восприниматься «квазизаказчиками» как право на неприменение Закона № 44-ФЗ, ведь контролирующие органы могут расценить это как злоупотребление правом.
Примечания
[1] Далее «квазизаказчиками» будем называть все юридические лица, получившие обязанность применять Закон № 44-ФЗ при проведении закупок исключительно в силу требований ч. 4; 4.1; 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
[2] Подобная точка зрения содержится также в письме Минфина России от 4 марта 2020 года № 24-02-08/16353.
[3] Указанные положения БК РФ и подзаконные акты применимы и к унитарным предприятиям, однако унитарное предприятие по умолчанию является заказчиком по Закону № 44-ФЗ, поэтому особенности применения ст. 15 Закона № 44-ФЗ в отношении унитарных предприятий в данной статье рассмотрены не будут.
[4] В отличие от предыдущих двух случаев, автору неизвестны нормативные акты Правительства РФ и Минфина России, дополняющие требования п. 8.1; 8.2; 8.3 БК РФ в части пределов применения Закона № 44-ФЗ, поэтому такие пределы указаны на основании ч. 4.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
[5] О невозможности изменений условий контракта в случаях, не предусмотренных ст. 95 Закона № 44-ФЗ, говорится также в письме Минфина России от 5 марта 2020 года № 24-03-07/16455.
[6] Отдельно обратим внимание на запрет выплаты аванса поставщику, предложившему в ходе закупки снижение НМЦК на 25% и более (ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ), а также нормы об обеспечении исполнения контракта (ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
[7] Согласно ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя не только приемку и оплату, но и взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ, применение мер ответственности при нарушении условий контракта.
[8] Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2020 года № Ф09-3444/20 по делу № А60-61731/2019.
[9] ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 385-ФЗ “О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов”.
[10] См.: Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 344-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации” и ст. 15 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
[11] По информации автора, полученной от представителей юридических лиц, которые имели дело с ч. 4.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, функционал ЕИС действительно не учитывает всех описанных в статье нюансов.
P.S. Появившийся недавно приказ Федерального Казначейства от 10.12.2021 № 39н “Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок” добавило возможность регистрации в ЕИС организаций с полномочиями “27- “организация, осуществляющая закупки в соответствии с частями 4.1, 4.3 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ”
Источник:
https://gkgz.ru/predely-primeneniya-zakona-44-fz-pri-rashodovanii-otdelnymi-vidami-yuridicheskih-lits-sredstv-subsidij-byudzhetnyh-investitsij/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.