Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru
Правительство России проверит, кого поддержало
06.02.18

Белый дом продолжает усиливать контроль над закупками госкомпаний - в правительстве рассматривают возможность распространения на часть из них требований более жесткого закона о госзакупках. Новые правила должны коснуться расходования госкомпаниями бюджетных средств, предоставленных на капитальное строительство или приобретение недвижимости. Эксперты отмечают, что это может обеспечить экономию бюджетных денег, усилить контроль за их расходованием, а также принудить госкомпании к более тщательному отбору поставщиков.

На рассмотрение правительства была вынесена идея Минфина о распространении закона о контрактной системе (44-ФЗ) также на закупки госкомпаний, госкорпораций и компаний со стопроцентным госучастием. Проект ведомства в декабре 2017 года одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Предполагается, что изменения затронут закупки, которые осуществляются за счет бюджетных средств, предоставленных на финансирование капитального строительства или приобретение объектов недвижимости - речь идет о субсидиях и целевых средствах для взноса в уставные капиталы государственных АО и корпораций.

Отметим, с 2018 года такие субсидии, предоставляемые госкорпорациям и госкомпаниям на инвестиции в капитальное строительство и объекты недвижимости, запрещается размещать на депозитах и в иных финансовых инструментах - заказчики обязаны держать их на казначейских счетах. Кроме того, на эти средства нельзя покупать валюту - за исключением случаев, когда приобретается высокотехнологичное импортное оборудование или этого прямо требует достижение целей предоставления субсидии.

Премьер-министр Дмитрий Медведев также напомнил, что с этого года бюджетные средства, предоставляемые таким компаниям, включаются в федеральную адресную инвестиционную программу - «это позволяет более тщательно планировать государственные инвестиции».

Распространение более жестких правил 44-ФЗ на часть закупок госкомпаний, по мнению премьера, «позволит значительно повысить прозрачность определения подрядчиков и подконтрольность процедур строительства». Также в Белом доме ожидают, что это повысит эффективность бюджетных расходов, а также создаст равный доступ к закупкам госкомпаний и конкуренцию среди поставщиков.

Эксперты единодушны - государство взяло курс на ужесточение законодательства в сфере закупок. Первый проректор ВШЭ Александр Шамрин отмечает, что сейчас закупки по 44-ФЗ из средств федерального бюджета «окрашены» - в частности, поставщики, выполняющие госзаказ на объекты капитального строительства, отбираются по квалификации и только потом торгуются по цене - такая модель, по его словам, защищает заказчика. «Проведение торгов по 44-ФЗ позволит прийти к большой экономии и открытости при сохранении качества отбираемых поставщиков»,- отмечает господин Шамрин. В случае софинансирования строительства, добавляет он, государство вправе ставить условия реализации проектов, в которых есть его доля, и это «нормальная практика, которая есть за рубежом».

Как отмечает гендиректор Объединения профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок Георгий Сухадольский, когда даются целевые средства на длительные проекты, всегда хочется на каждой стадии быть уверенными как минимум, что средства расходуются по назначению, и как максимум - что расходуются максимально эффективно. Поэтому государство усиливает свой контроль и управление за бюджетными и околобюджетными ресурсами, чтобы лучше понимать, на что они расходуются. Для этого, в частности, власти автоматизируют закупочную деятельность и переводят закупки, которые хотя бы отчасти софинансируют, под более жесткий 44-ФЗ. «В условиях санкций ставится во главу угла не столько прозрачность, сколько ужесточение контроля за расходованием средств в такой непростой и многомиллиардной сфере, как закупки», - отмечает Георгий Сухадольский.

Напомним, в последние годы правительство страны поступательно ужесточает порядок закупок госкомпаний, поскольку действующая система продолжает оставаться неконкурентной. Общий объем этого рынка оценивается в 30,7 трлн рублей, при этом закупки с высокой степенью прозрачности в 2017 году составили лишь 26 процентов. Предыдущим крупным ужесточением закупочной дисциплины был перевод закупок госкомпаний у малого бизнеса на контролируемые государством торговые площадки для госзаказа.

https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2858992


назад

Другие новости закупок
  • Внесены изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений
    17.09.24

    17.09.2024 опубликован приказ Минстроя России от 13.08.2024 № 534/пр, который вносит изменения в Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр.

  • ФАС направила запросы крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла
    11.09.24

    Служба проведет анализ обоснованности оптово-отпускных цен на продукцию В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила письма крупнейшим производителям хлеба, муки и сливочного масла во всех регионах страны.

  • Машиночитаемая доверенность в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ для сотрудников филиалов, работающих по Закону № 44-ФЗ
    28.08.24

    Руководители головных организаций или пользователи с полномочием «Лицо, уполномоченное на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в единой информационной системе (Администратор организации)» в отношении сотрудников филиалов (обособленных подразделений) могут:

  • ФАС: закупка у единственного поставщика должна быть обоснована и проводиться в исключительных случаях
    28.08.24

    Реализация заказчиком этого права должна соотноситься с принципами равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации к участникам закупки Служба направила соответствующие разъяснения в территориальные органы. ФАС России подчеркивает, что закупки у единственного поставщика целесообразны в случаях, если товары и услуги обращаются на низкоконкурентных рынках либо если торги не могут быть проведены по объективным причинам на конкурентной основе – например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принимая решение о закупке у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие неэффективность применения конкурентных процедур в конкретной ситуации. В противном случае выбор неконкурентного способа размещения заказа является злоупотреблением правом, предусмотренным действующими положениями Закона о закупках*.

  • Цифровые дополнительные соглашения в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ
    05.08.24

    Цифровизация – основное направление развития ГИС ЕИС ЗАКУПКИ, и в 2024 году важнейшим этапом стало заключение цифровых контрактов. Следующий шаг развития функционала ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – цифровые дополнительные соглашения об изменении и расторжении контракта.

  • Капитальное строительство получило новые условия
    16.08.23

    С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.

  • Предельный размер обязательств на первом уровне строительной СРО увеличат с 15 августа 2023 года
    08.08.23

    Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.

  • С 15 августа случаев заключения госконтрактов в упрощенной форме станет больше — закон опубликован
    04.08.23

    При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.

  • Единственный поставщик: подписан закон о новом основании для региональных медицинских госзакупок
    28.07.23

    С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.

  • Вторсырье сделают  госзаказом
    02.07.23

    По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.