- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Подрядчик под прикрытием: Заказчик не вправе требовать сведения о бенефициарах
Это снижает прозрачность процедур по 223-ФЗ.
Просьба потенциального контрагента предоставить сведения о бенефициарах закупки может быть не удовлетворена, а согласие на обработку персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию, не требуется. При этом требование о раскрытии информации о бенефициарах способствовало бы созданию прозрачной, конкурентной среды. Подробнее о тонкостях этого вопроса по 223-ФЗ рассказали эксперты Т94.
Если рассматривать устоявшийся 44-ФЗ, то при госзакупках в рамках контрактной системы заказчик не вправе требовать от участника сведений о его выгодоприобретателях. Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, рассказал Т94, что при проведении закупок согласно 223-ФЗ также не предусмотрено подтверждение участником закупки отсутствия конфликта интересов. Подтверждение отсутствия конфликта, а также порядок подтверждения участниками закупки соответствия этому требованию могут быть предусмотрены утвержденным заказчиком Положением о закупке и разработанной на его основе документацией о закупке. А вот представление персональных данных бенефициара – участника закупки, в том числе состоящих лишь из ФИО, по общему правилу возможно только с согласия соответствующего субъекта.
"В число требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки в рамках 44-ФЗ, не входит обязанность предоставления персональных данных о выгодоприобретателях участника закупки, - поясняет Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. - Закон определяет, что подтвердить конфликт интересов возможно с помощью декларации, форма которой не установлена. Соответственно, требовать такие сведения заказчик не вправе. В 223-ФЗ подобное требование теоретически может быть заранее прописано в документации о закупке".
Эксперт также напомнил, что согласно ст. 4.1 закона о закупках, заказчик обязан опубликовать информацию о закупке. Соответственно, бенефициар заранее соглашается с тем, что его персональные данные будут в открытых источниках. Однако такое требование можно отнести к необоснованным, считает Сергей Фахретдинов, ведь в соответствии с п.5, ст.3 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо. Подобные ситуации на практике носят исключительный характер.
Впрочем, есть сведения, которые должны быть опубликованы или раскрыты в обязательном порядке в рамках закона о персональных данных. Во-первых, это сведения, которые содержатся в раскрываемых акционерными обществами списках их аффилированных лиц, а во-вторых, те данные, которые находятся в общедоступных государственных реестрах, в частности ЕГРЮЛ и ЕГРП.
"В любом случае, все персональные данные оформляются только через согласие. Если даже требовать данные не от каждого участника закупки, а от победителя, согласие на предоставление персональных данных можно "зашить" в форму договора. Если точнее, эта информация будет в одном из приложений к договору, которые публикуются на официальном сайте и заранее известны всем участникам, но обязательны для подписания победителем", - говорит Дмитрий Казанцев.
По словам Николая Баранова, заместителя директора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при Президенте РФ, в рамках 44-ФЗ существуют такие требования к участникам закупки как отсутствие между участником и заказчиком конфликта интересов. Причем под конфликтами понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по закупкам, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий состоят в браке с физлицами, которые являются выгодоприобретателями. А также с лицами, в том числе зарегистрированными в качестве ИП, – участниками закупки, либо являются их близкими родственниками, усыновителями или усыновленными. Также участник закупки не должен являться офшорной компанией. "Под выгодоприобретателями понимаются физлица, владеющие напрямую или косвенно более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества", – напомнил Николай Баранов, добавив, что в рамках 223-ФЗ заказчики используют те же самые требования, только они должны быть прописаны в положении о закупке.
Дмитрий Казанцев строго подчеркнул, что не стоит пытаться провести аналогию по этому вопросу с контрактной системой, так как у закона о закупках своя специфика. Например, по 44-ФЗ перечень требований к участникам закупки ограничен в документации, а по 223-ФЗ этот перечень устанавливает сам заказчик в положении о закупках. "Здесь разные правоприменительные практики. Одни считают, что если заказчик четко прописал в Положении о закупке по 223-ФЗ что может требовать сведения о бенефициарах, то он их и требует. Другие же говорят, что возможность публикации сведений о бенефициарах исходит из указов. А именно, есть распоряжение Президента, где определены компании, которые обязаны такие сведения предоставлять", - рассказал Дмитрий Казанцев. Во всех остальных случаях, когда заказчик требует предоставить информацию о бенефициарах, можно говорить о намеренном ограничении доступа участников к закупкам. По большому счету, далеко не в каждой закупке сведения о бенефициарах имеют важное значение. Так, в рамках бюджетных отношений по 44-ФЗ важно понимать, куда утекают бюджетные деньги. А по 223-ФЗ этот риск опосредован, здесь главный вопрос не влияет ли участник на заказчика. "Логичнее прописывать в положениях по 223-ФЗ пункт "отсутствие конфликта интересов", чтобы минимизировать риск конфликтов, и чтобы сразу было видно, какое влияние имеют бенефициары участника на заказчика", - отметил Дмитрий Казанцев.
Итак, требования о раскрытии информации о бенефициарах закупок по 223-ФЗ могут не удовлетворяться. По сути, они не подкреплены законодательно и в большинстве случаев не влияют на ход торгов. Однако, закрепление таких требований способствовало бы созданию прозрачной конкурентной среды. Эксперты отмечают, что проследить взаимосвязь госкомпании и намеренных закупок у определенных компаний "дочек" и "внучек" было бы легче. Такая информация полезна в первую очередь поставщикам, общественному контролю и государственным контролирующим органам.
http://torg94.ru/stat/9197.html
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.