- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Подмена понятий: Аванс - это не кредит
Если в контракте прописано иное, страдает подрядчик.
В контракте может быть указано, что аванс является коммерческим кредитом. Это не противоречит 44-ФЗ и Гражданскому кодексу РФ, сообщается в недавнем Письме N Д28и-1347 Министерства экономического развития РФ. Однако, эксперты Т94 не согласны с этим условием, считая абсурдным уравнивание двух абсолютно разных способов платежа.
Рекомендации министерства применимы и к закупкам, осуществляемым путем проведения электронного аукциона или другими способами. То есть, условие о том, что аванс является коммерческим кредитом, можно включить в любой контракт, заключенный по 44-ФЗ.
Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК- Торг", пояснил в комментарии Т94, разницу между авансом и коммерческим кредитом. "В случае коммерческого кредита кредитор может истребовать с кредитуемого денежные средства за пользование кредитом, хотя по гражданскому кодексу аванс является одной из разновидностей коммерческого кредита. Аванс нельзя считать коммерческим кредитом, потому что это условие оплаты. Обычно аванс используется либо для подтверждения серьезности намерений заказчика, либо для финансирования поставщиком приобретения товара, работ или услуг, необходимых для выполнения договора. Чаще всего он является инструментом финансирования поставщика для выполнения какой-то части контракта. Если же в контракте прописывается, что аванс является коммерческим кредитом, то только при согласии обеих сторон. После внесения изменений в ГК РФ в договорах как раз стала появляться оговорка, что аванс не является коммерческим кредитом. Аванс, например, может стать кредитом при определенных условиях использования выданных денежных средств. Например, если поставщик не выполняет свои условия по контракту, то он будет обязан вернуть аванс с процентами за его использование. Таким образом, на поставщика будут возложены обязательства: он не сможет прокручивать деньги, выданные в виде аванса, а потом расторгнуть договор. Ведь в случае невыполнения условий, как минимум, поставщик будет обязан компенсировать потерянный заказчиком банковский процент от размещения денежных средств на депозите", - говорит эксперт.
Илия Димитров, директор Ассоциации электронных торговых площадок, заметил, что аванс нельзя считать коммерческим кредитом, но зачастую происходит подмена понятий. "Если выдаются деньги по кредиту, то подразумеваются конкретные условия оплаты, плательщик будет нести определенные обязательства. За кредит всегда начисляется процент. Кредитор не просто должен будет вернуть деньги, но и отдать процент. Тогда как за авансирование работы никаких процентов нет", - поясняет Илия Димитров.
По мнению Николая Дунаева, члена Президиума "Опоры России", неясно, как аванс считать кредитом. Особенно если дело касается закупки сложных изделий, например, оборудования или реагентов, которые можно приобрести только по предоплате. "Если в подобных закупках допускать условие: аванс равно кредит, то можно говорить о полном непонимании функционирования экономики. Аванс - это условие договора, кредит - это отдельный договор. Подменяя понятия, один обычный договор пытаются заменить двумя: договор кредита и поставки. На все эти договоры применимы разные юридические условия. Если это самый базовый кредит, то кредитор имеет право в любом случае, как в банке, расторгнуть договор займа и потребовать средства обратно. Например, был заключен договор на поставку и изготовление спецтехники на полгода. Выдали аванс под видом коммерческого кредита. Спустя три месяца изготовления техники отозвали кредит, а что делать в этом случае с поставкой, неясно. По поводу договоров с авансированием нужно понимать, что одностороннее расторжение его невозможно. В этом смысле аванс серьезно сдерживает госзаказчиков от некорректного поведения", - уточнил Николай Дунаев.
Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при Президенте РФ, считает нецелесообразным рассматривать вопрос о заемных отношениях при авансировании товаров, работ, услуг. Например, с точки зрения развития института закупок в России и участия государства в развитии экономики, поддержание отечественного бизнеса и стимулирования участия российских предприятий малого и среднего бизнеса в госзакупках. "Система закупок и так содержит многие избыточные элементы, усложняющие участие поставщиков, а иногда и просто отталкивающие хороших, добросовестных и качественных подрядчиков. К примеру, обеспечение заявок 1-5% от НМЦК и контракта 10-30% от НМЦК, практическое отсутствие аванса, так как большинство закупок совершается без авансирования. Кроме этого, осуществляется постоплата, то есть оплата по факту выполнения работ + 1 месяц на проверку и гарантийные обязательства после выполнения работ в течении месяца, года и более. По всему этому считаю нововведение приравнивания аванса к кредиту излишним", - пояснил Николай Баранов.
Таком образом, большинству экспертов и участникам госзакупок идея о включении в контракт условия о том, что аванс является коммерческим кредитом, кажется весьма сомнительной. Авансирование используется либо для подтверждения серьезности намерений заказчика, либо для финансирования поставщика, и не подразумевает процентов. Прописать же условие о возможности считать аванс кредитом можно только при согласии обеих сторон.
http://torg94.ru/stat/9375.html
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.