- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Площадка в законе: нововведения в регулируемых закупках ударят по рынку ЭТП
Работа электронных торговых площадок (ЭТП), несомненно, во многом зависит от будущих поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Однако, повысить эффективность регулируемых закупок с помощью ЭТП можно также за счет совершенствования и внедрения новых сервисов. Об этом рассказали эксперты на IV ежегодной конференции "ЭТП в России – 2017".
С каждым годом сфера электронных торгов расширяется, речь не только о закупках, но и продажах. Государство при этом не медлит с регулированием. Однако даже там, где еще нет госрегулирования и не введена обязательная электронная форма проведения торгов, заказчики самостоятельно проявляют инициативу и переводят свои закупки в электронный вид. Конкуренция между ЭТП растет. Чтобы стать лидером не только в определенном сегменте, но и добиться звания универсального оператора, электронная торговая площадка должна предоставлять определенный набор сервисов.
Опытом и достижениями универсального оператора поделилась с Т94 Дарья Матвеева, руководитель сектора по развитию сервисов и проектов электронной торговой площадки "Сбербанк-АСТ". По ее словам, за счет сервисов площадка может быть полезна и встраиваться в закупочную деятельность заказчика, повышая ее эффективность.
В первую очередь на площадке должен полностью обеспечиваться электронный документооборот. Также оператор должен гарантировать своим клиентам безопасность информации и защиту персональных данных. Пока этому уделяют большее внимание операторы, работающие в сфере госзаказа, но, по мнению Матвеевой, безопасность должна распространяться на все нормативные регулируемые сферы торгов.
Кроме этого, операторы должны озаботиться клиентской поддержкой. Например,предоставляя простой и понятный функционал площадки для проведения торгов, благодаря которому можно будет достичь эффективного результата от закупки и продаж. И еще один сервис, которым должны обладать все универсальные операторы, связан с возможностью интеграции площадкив закупочный процесс заказчика.
"У большинства клиентов есть уже своя отработанная информационная система для закупок. Площадке нужно просто и незаметно встроиться в нее и по возможности дополнить своими новыми эффективными сервисами. Кроме этого, у площадки должна быть интеграция с официальными сайтами закупок. Это особенно актуально сейчас, когда регулятор передает заказчик много обязанностей по наполнению Единой информационной системы (ЕИС). Площадка как раз может помочь и облегчить участь заказчика за счет интеграции с этим ресурсом, передавая информацию с системы заказчика на официальный сайт.
Подобная схема действует с автоматическим переносом информации с площадки на сайт заказчика, что позволяет снять с его сотрудников рутинную работу и повысить информационную составляющую закупок, - комментирует Матвеева. – Площадка – это некий технологический инструмент. Оператор должен быть готов предоставить заказчику максимальный набор инструментов для работы в электронной форме. Речь не только о проведении процедуры торгов и подачи заявки, но и реестре договоров, и самой возможности заключения договоров в электронной форме, а также формировании отчетности по итогам проведенных процедур для последующегоих анализа".
Матвеева считает, что необходимо максимально сократить документооборот и реализовать простую и понятную визуализацию поиска торгов, карточек объекта закупки, профиля заказчика и портфолио участника, чтобы на основе этих данных и итогов процедурможно было строить рейтинги.
В свою очередь Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг", считает, что нельзя построить хорошую аналитическую отчетность по данным одной площадки. По его словам, выборка данных не будет репрезентативна, она недостаточна, например, чтобы понять, что происходит с ценой на торгах. Информация, по мнению эксперта, должна быть консолидирована и из одного места предоставляется в виде трендов, либо другой аналитики, по примеру биржи.
Ориентируясь на привлечение клиентов из числа заказчиков, операторы не должны забывать и об участниках. Отличным сервисом для них могло бы стать электронное хранилище документов на площадке. Тогда бы им не пришлось к каждой новой заявке на участие в торгах собирать и прикладывать заново полный пакет документов, он бы прикреплялся автоматически. По умолчанию на площадке должны работать финансовые инструменты, среди них –сервис кредитных заявок и получение банковской гарантии. Хорошо, если по итогам закупки участнику предоставляется отчетность о торгах. На некоторых площадках уже работает аукционный робот, который торгуется по цене вместо участника. В случае, если участник передумал и решил торговаться сам, "помощника" можно легко отключить.
Евгений Эллинский, генеральный директор "Национальной электронной площадки", напомнил, что в начале года работа ЕИС оставляла желать лучшего, в первую очередь из-за расширения функционала системы и усиления к ней требований регулятора. По его словам, сейчас важно пересмотреть функционал официального сайта и определится какие функции оставить за ЕИС, а какие передать в ведение площадок и региональных систем. В противном случае, постоянная нагрузка на сайт может привести к нестабильной работе системы и нанести вред структуре госзаказа.
К числу перспективных сервисов Эллинский отнес возможность единой аккредитации на электронных торговых площадках, чтоб не надо было ее проходить вновь на каждой из них. Министерство экономического развития РФ поддерживает в этом вопросе экспертное сообщество и, скорее всего, в ближайшее время аккредитация будет единая, с автоматической передачей данных в ЕИС. "Это разгрузит работу системы. К тому же министерство намерено отменить предварительный казначейский контроль, поскольку он стал непассивной ношей и большой нагрузкой на систему", - подчеркнул Эллинский.
Более подробно о реформах законодательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также их влиянии на рынок ЭТП рассказал Дмитрий Сытин: "Сейчас в Государственной Думе РФ во втором чтении находятся проекты, которые проходят незначительную корректировку и будут совсем скоро приняты. Что касается 44-ФЗ, то здесь запланирован отбор площадок, которые государство рассматривает как элемент инфраструктуры для проведения своих закупок. Речи о рынке ЭТП здесь быть не может. Государство проведет отбор, и в списке будут те площадки, на которых удобнее всего проводить госзакупки. Помимо этого, первичная регистрация поставщиков будет проводиться в ЕИС, а не на площадках. Это единообразная процедура, информация о поставщиках на площадки будет попадать уже из ЕИС. Следующее новшество – перевод работы с обеспечением на спецсчета в банки из государственного перечня. Все обеспечение будет на этих счетах, а не на площадках. Потребуется выстроить сложную систему взаимодействия большого количества площадок и банков, чтобы эта система эффективно работала".
Также по 44-ФЗ предлагается отменить обеспечение для процедур до 5 млн руб., а это примерно около 80% торгов, подсчитал Сытин. Предполагается тарификация, но сама такая возможность и размеры тарифов будут определяться Правительством РФ. И еще одно нововведение – запуск каталога товаров, работ и услуг. "Это движение в сторону детализации информации до позиций каталога. Сейчас государство разрабатывает каталог предметов закупки, а списка товаров, работа и услуг нет", - пояснил Сытин.
Что касается 223-ФЗ, то здесь также грядут изменения, которые, однако, в большей степени коснутся субъектов малого и среднего бизнеса. Отбора ЭТП в рамках этого закона не предвидится. Будет перевод закупок у малого и среднего предпринимательства на отобранные по 44-ФЗ площадки. Этот блок закупочных процедур полностью уйдет из-под действия 223-ФЗ. Порядок работы с обеспечением определяет заказчик, кроме процедур для субъектов МСП.
"После принятия этих законов субъекты МСП начинают жить по правилам 44-ФЗ. Для госзакупок ЭТП становится только функционалом для проведения процедур и заключения договоров, все остальные функции будут в ЕИС, включая работу с поставщиками. Начнется концентрация процедур и поставщиков на отобранных ЭТП", - прогнозирует Сытин. По его словам, рынок финансовых сервисов кратно уменьшится, потому что основной рынок для тендерного кредитования – это прежде всего субъекты 44-ФЗ, а если не обязательным будет кредитование до 5 млн. руб., то и клиентов не будет. Непонятной остается и доходная часть по госзакупкам для площадок, так как уходит возможное взимание депозитного дохода и тарифов только по решению правительства. Ценность поставщика для конкретной площадки уменьшается, потому что все площадки будут иметь всю базу поставщиков из ЕИС. Из положительного Сытин отметил введение тарифов, связанных с торгами, так как площадки смогут брать плату за существующие услуги и развивать новые.
Эксперты сходятся во мнении, что сегодня ЭТП без сервисов неинтересны для рынка, зато они могут обслуживать полный цикл закупок. Площадка должна максимально упрощать работу заказчика, в том числе взаимодействовать с поставщиками и участвовать в исполнении договоров. Сейчас на рынке сложилась потребность в централизованных функциях:одна из них – аккредитация, а другая – единый каталог товаров, работ и услуг. Очередные поправки в законодательство касаются больше вопросов, связанных с упрощением госзакупок, а не развитием рынка в целом.
http://torg94.ru/stat/8876.html
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.