- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Мораторий на закупки иностранной мебели для госучреждений не работает
Вступивший в силу в декабре 2017 г. двухгодичный мораторий на госзакупки мебели иностранного производства пока не оправдывает надежд российских мебельщиков, об этом говорится в полученном Lesprom Network сообщении Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР).
Если государственные учреждения действительно целиком переориентировались на продукцию отечественных производителей, то крупные компании с госучастием, естественные монополии, регулирующие организации и унитарные предприятия, наоборот, почти в четыре раза нарастили объемы валютных контрактов. Объем импорта увеличивается, а мебельные предприятия России наращивают производство медленнее, чем планировалось.
По данным Федеральной таможенной службы, в январе-октябре 2018 г. импорт мебели в Россию вырос по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 15,9% до $1,57 млрд. При этом объем российского производства мебели растет медленно: на 3% до 370 млрд руб. ($6,4 млрд) в 2017 г. и, по предварительным оценкам, на 5% до 388 млрд руб. ($5,6 млрд) в 2018-м. Своего пика импортная продукция достигла в 2014 г. с 56,6% рынка, затем девальвация рубля привела к снижению до 48% к концу 2017го. В АМДПР считают, что при сохранении текущей динамики уже через два года импорт может вернуться в прежнем объеме.
Мебельная отрасль по-прежнему нуждается в действенных механизмах поддержки со стороны государства. Одним из них стало постановление №1072 от 5 сентября 2017 г., запрещающее государственным учреждениям закупать мебель иностранного производства.
«Мы в ассоциации считаем, что инициатива правительства РФ стала очень своевременной и помогла российским мебельщикам укрепить свои позиции на внутреннем рынке, — отметил президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Александр Шестаков. — Реальное действие запрета закупок иностранной мебели, безусловно, есть. Мы видим это как по статистическим данным, так и по результатам работы конкретных предприятий. Например, «Первая мебельная фабрика» за год действия запрета сумела нарастить объем госконтрактов до 500 млн руб. от общего портфеля заказов, однако мы столкнулись с новой проблемой. На практике закон работает наполовину: госучреждения проводят закупки в рамках 44-ФЗ: соответственно, запрет в действующей формулировке распространяется только на них. Между тем, как выяснилось, большая часть рынка госзакупок мебели не подпадает под его действие».
Действующее законодательство в настоящее время допускает возможность участия иностранных производителей и поставщиков в процедурах госзакупок, которые проводятся в соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ. Этот закон регламентирует закупки организаций, в которых более 50% уставного капитала принадлежит государству, естественных монополий, регулирующих организаций и унитарных предприятий, признанных государственно важными.
«Постановление №1072 регламентирует закупки только госучреждений, оставляя возможность крупнейшим государственным заказчикам — компаниям с госучастием и естественным монополиям — закупать мебель за рубежом», — уверены в АМДПР.
Госзакупки мебели по Федеральному закону 223-ФЗ — это значимая доля мебельного рынка, на них приходится более 10% его общего объема. В 2018 г. в рамках этих процедур была проведена 13881 закупка на общую сумму 40,5 млрд руб., причем около 30% (12 млрд руб.) всех заключенных контрактов подписаны в иностранной валюте. В 2017 г. на долю валютных контрактов в рамках госзакупок по 223-ФЗ пришлось лишь 8,48% от общего объема проведенных процедур, что составило 4 млрд руб. (общая закупка — 46,8 млрд руб.).
«На наш взгляд, это свидетельствует о том, что государственные заказчики, совершающие закупки в рамках 223-ФЗ, наращивают объемы сотрудничества с производителями и поставщиками импортной мебели, что, безусловно, противоречит курсу на импортозамещение, объявленному президентом России и проводимом правительством РФ», — комментирует генеральный директор компании «Гостендер» Александр Артошин.
По данным компании «Гостендер», несмотря на то, что объем госзакупок мебели в рамках 44-ФЗ с 2016-го по 2018 гг. вырос на 15% до 33,4 млрд руб., этот показатель почти на 20% ниже, чем в закупках по 223-ФЗ.
Между тем российские мебельщики уверены в том, что их продукция конкурентоспособна, а по многим параметрам даже превосходит импортные аналоги, однако инерцию поведения и предпочтений крупных заказчиков в одиночку им преодолеть сложно.
Выходом из этой ситуации может стать распространение действия постановления правительства РФ от 5 сентября 2017 г. №1072, которое запрещает государственным учреждениям закупать мебель иностранного производства, на федеральный закон 223-ФЗ, считает Александр Шестаков.
«Это поможет развитию российской мебельной отрасли и вернет на отечественный рынок до 12 млрд руб., которые сегодня утекают в карманы зарубежным производителям, — поясняет президент АМДПР. — Тендеры, проведенные в рамках 223-ФЗ, имеют большую свободу, и основным ориентиром в данных закупках можно поставить качество, а не цену продукции. Несмотря на то, что ряд российских мебельных компаний выпускает высококачественную мебель, не уступающую импортным аналогам, многие предприятия с госучастием предпочитают закупаться за рубежом. Я считаю неправильным, что деньги налогоплательщиков идут на поддержку импортной отрасли, вместо того чтобы стимулировать развитие отечественной».
Исходя из полученных данных, АМДПР направило письмо в правительство РФ, с предложением распространить действие постановления на закупки компаний, госучастие которых превышает 50%. Также Ассоциация выступает с предложением пролонгации действия постановления правительства РФ №1072.
«Чтобы в мебельной отрасли в полной мере действовала программа импортозамещения, необходимо переориентировать государственных заказчиков в сторону отечественного производителя, — добавляет Александр Артошин. — И распространение действия постановления №1072 на сегмент госзакупок по 223-ФЗ — один из простейших и действенных методов».
Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России — добровольная общественная некоммерческая организация, учреждена в 1997 г. с целью консолидации усилий по преодолению кризисных явлений в мебельно-деревообрабатывающей отрасли и созданию необходимых условий для ее успешной работы в рыночных условиях.
https://www.lesprom.com/ru/news/%D0%90%D0%9C%D0%94%D0%9F%D0%A0_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B8_%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82_87557/
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.