- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Малый бизнес охладел к госзакупкам
Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (МСП) фиксирует 40-процентный рост числа компаний малого бизнеса, поставляющих продукцию 225 крупным госкомпаниям. Однако данные опросов предпринимателей демонстрируют противоположный тренд: доля компаний малого и среднего бизнеса в госзакупках за год снизилась с 24% до 15%. В "Опоре России" снижение интереса к госзакупкам объясняют слишком жесткими техническими требованиями со стороны заказчиков и принуждением к дорогостоящей сертификации.
Опрос 2 тыс. руководителей компаний малого и среднего бизнеса, проведенный "Опорой России" и Промсвязьбанком, показал, что с середины 2015 года по третий квартал 2016 года включительно доля субъектов МСП, участвующих в госзакупках, заметно сократилась — с 24% до 15%. Наибольшее снижение зафиксировано среди компаний микро- (с 21% до 12%) и малого бизнеса (с 28% до 18%).
"Компании, которые ранее были недовольны госзакупками, очевидно, прекратили в них участвовать. Скорее всего, они выяснили, что административные затраты на участие перевешивают выгоды",— прокомментировал для "Ъ" итоги опроса старший вице-президент Промсвязьбанка Александр Чернощекин. Отметим, что при этом в прозрачности процедур госзакупок малый бизнес сомневается все меньше. За год с небольшим число предпринимателей, считающих, что такие процедуры проходят честно, выросло с 30% до 43%, с 22% до 12% сократилась доля заявляющих о полной фальсификации процесса.
Итоги опроса расходятся с данными "Мониторинга" — части единой информационной системы в сфере закупок, а также сведениями Единого реестра субъектов МСП. Как сообщил "Ъ" глава Корпорации МСП Александр Браверман, число компаний малого и среднего бизнеса, участвующих в закупках крупнейших заказчиков, с июля 2015 года к нынешнему моменту выросло более чем на треть — с 18 тыс. до 26 тыс. "Никакого спада нет, мы видим только рост числа субъектов МСП, которые являются поставщиками для 225 крупнейших заказчиков из числа госкомпаний",— сказал господин Браверман. Напомним, согласно законодательству, их средняя доля прямых закупок у малого бизнеса должна составлять не менее 10%. С декабря 2015 года Корпорация МСП мониторит планы закупок крупнейших госкомпаний, среди которых РЖД, "Газпром", "Роснефть", "Аэрофлот", "Ростелеком".
Президент "Опоры России" Александр Калинин отмечает, что в системе госзакупок (под которой предприниматели понимают и закупки госкорпораций) бизнесу сложно работать из-за жестких технических требований заказчика и излишних административных барьеров. Опрос показал, что невыполнимые технические требования являются главной проблемой в процедуре госзакупок — об этом заявили 42% опрошенных. В Корпорации МСП согласны с тем, что технические требования действительно часто ограничивают выбор поставщика. "Мы являемся категорическим противником ослабления этих требований, но они не должны быть заградительным финансовым барьером для предпринимателей, оборачиваться для бизнеса большими издержками",— говорит Александр Браверман.
В "Опоре" говорят, что малому и среднему бизнесу на пути к поставкам сейчас приходится преодолевать тройной барьер. "Большинство заказчиков требуют сертификацию продукции, даже если она не обязательна. Второе требование — аккредитация в системе проверенных поставщиков при заказчике. Третье — проверка сертификата центрами сертификации, которым доверяет заказчик, что по сути является двойной сертификацией",— говорит Александр Калинин. По данным "Опоры России", стоимость всех услуг, необходимых для добровольной сертификации продукции, может достигать 1,5 млн руб. По его мнению, достаточно проверять добросовестность сертификационных центров, а аккредитацию заменить процедурой проверки добросовестности поставщика.
В Корпорации МСП обещают ситуацию исправить — по поручению президента совместно с Минэкономики и Росстандартом сейчас готовятся предложения по упрощению требований и снижению затрат для субъектов МСП при прохождении ими добровольной сертификации для участия в закупках.
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.