- Главная
- Новости
- Новости закупок
- «Лукавое зеркало статистики». Эксперты "Правды" внимательно изучили отчет Медведева в Госдуме
По страницам газеты «Правда», Михаил Абрамов, кандидат технических наук, вице-президент ЭАЦ «Модернизация»; Василий Симчера, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Профессор Сибирского института управления РАНХ и ГС при президенте РФ Григорий Ханин в статье «Руководство страны опирается на ошибочные данные об экономике» обнажил удручающую картину со статистическими оценками важнейших показателей экономики России. К сожалению, при более полном и подробном анализе выясняется, что ситуация в стране ещё хуже. Ложная информация и спекулятивная имитация псевдокритических оценок грубо искажают истинное положение дел. Подмена достоверных статистических данных обещаниями и мифами усыпляет людей, отвлекая от решения насущных проблем, не позволяя принимать верные управленческие решения. Доказательств тому — тьма: ВВП не растёт, население нищает, перспектив не видно. Последнее самое наглядное проявление манипулирования данными, искажающими действительное положение дел в стране, — отчёт премьера Д.А. Медведева в Госдуме 24 апреля.
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ реальных полномасштабных данных приходится корректировать сотни и тысячи ныне недостоверно наблюдаемых, а то и откровенно фальсифицируемых показателей. Во многих случаях из-за полной непрозрачности статистики (не путать с опросами общественного мнения) требуется всеобщая инвентаризация, которой, не считая архаичную перепись населения и куцую сельскохозяйственную перепись, не было в России вот уже целых 60 лет.
Сегодня невозможно понять, как доподлинно обстоят дела в целом. А без видения целого судить о частном сложно, ошибочно и опасно. Нынешняя российская практика принятия решений это подтверждает. Достаточно сказать, что за 25 лет реформ в России уничтожено больше заводов и фабрик, чем за годы войны, и в разы больше потеряно людских сил, материальных и финансовых средств.
Опора на натуральные показатели, дающие более объективные оценки, — большое подспорье, но всего лишь подспорье. Мало помогают повышению достоверности и надёжности данных и широко распространяемые ныне экспертные оценки, так как они отражают мнение (всего лишь мнение), а не факты. А это совсем не одно и то же. Подавляющее большинство необходимых объективных оценок сегодня, увы, в принципе не может быть получено, а образующийся вакуум заполняется вымыслами и по преимуществу фальсифицированными оценками.
В целом объективно, полномасштабно и адекватно даёт картину глобальная зеркальная статистика, основу основ которой, как в бухгалтерском учёте, составляет двойная запись одной и той же операции или сделки двух взаимодействующих предприятий или стран. Она в принципе исключает возможность подмены или подтасовки данных в одностороннем порядке: ведь то, что кто-то за какие-то деньги продал, обязательно другой за те же деньги купил. Такая статистика — гарант обеспечения достоверности наблюдаемых данных, ибо она основана на возможности их взаимной проверки. К сожалению, зеркальная статистика как полноценный источник инструментального контроля достоверности данных у нас до сих пор не получила должного признания и применения. И поэтому неудивительно, что многие более достоверные и полные данные о себе, собственных проблемах и бедах мы до сих пор получаем… извне.
Приукрашивание и фальсификация действительности не спасают Россию от ухудшения экономической ситуации, а, напротив, усугубляют и отягчают ситуацию. На строгом юридическом языке такие действия квалифицируются как правонарушения и требуют не только статистической, но и суровой правовой оценки. Ведь выкарабкаться из затягивающей нас трясины кризисов путём затягивания поясов и с помощью точечных косметических улучшений невозможно. Позарез требуются полномасштабная и принципиальная оценка существующего положения, принятие и реализация кардинальных решений, предполагающих смену коренных социально-экономических приоритетов и обновление кадров.
ИМИТАЦИЯ борьбы с коррупцией, бесхозяйственностью, убыточностью и другими творимыми в стране безобразиями истощает её ресурсы. Олимпийские и другие убыточные стройки обескровливают экономику. Только по учтённым данным Счётной палаты РФ, систематические злоупотребления с государственными закупками, адресными инвестициями, налоговыми и таможенными платежами, авансовыми трансфертами поглощают треть всех доходов госбюджета. Круговая порука в назначении и переназначении кадров ангажированных и приближённых лиц без должного образования и элементарной профессиональной подготовки под благовидным предлогом кадровой ротации делает практически всю экономику по сути неуправляемой.
Представление российской власти об экономических показателях уже за пределами разума. Произвольно и многократно (по нескольку раз в год!) пересматриваются отчётные оценки объёмов и темпов роста. Нередко граничат с абсурдом допускаемые недопустимые колебания (от 2—3% до 7—8% и даже будто мы уже перегнали Китай — 14—15%). Что касается прогнозных оценок (в частности, оценки развития страны в период до 2030 года), то они определяются даже без надлежащих объективных оценок тех причин, которые препятствуют экономическому развитию. С ещё большей безответственностью и более недопустимыми погрешностями определяются источники, факторы и резервы повышения эффективности. Это неизбежно приводит к нерациональному использованию имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Между тем резервы для развития страны есть. Например, сегодня в России 130 тысяч убыточных или неработающих заводов и фабрик, 42 миллиона гектаров пустующих земельных угодий, 12 миллионов (!) безработных, 15 миллионов лиц без определённых занятий… Существующие производственные мощности используются только на 55%. Консолидированный годовой бюджет потерь России составляет 1,5 триллиона долларов США. Годовые потери превышают весь годовой объём ВВП России. Эти резервы должны быть идентифицированы и в полном объёме задействованы на благо России.
Огромным резервом нашего развития является снижение коррупции, масштабу и причинам которой ещё только предстоит дать объективную оценку.
Коррупция существует во всех странах. И в России воровали всегда. Но такого уровня коррупции, как сегодня, в России не было за всю её историю. Вот некоторые факты:
— в 2016 году в международном рейтинге уровня коррупции Россия заняла 136-е место из 174 стран, оказавшись рядом с Нигерией, Камеруном, Киргизией; одна «радость»: Украина по уровню коррупции в том же рейтинге — на 142-м месте;
— «теневая» экономика составляет от 40 до 50%;
— примерно половина экспорта и импорта идёт «мимо кассы», бюджет страны ежегодно недополучает 70—80 миллиардов долларов в виде таможенных сборов и пошлин, или треть своего общего объёма. Например, по данным ООН, представленным РФ, в 2015 году наша страна поставила в США нефтепродуктов на 3 миллиарда долларов, а по данным, представленным США, они получили их из России на… 9 миллиардов долларов. Соотношение данных по поставке нефтепродуктов Россией Германии: 10,9 миллиарда и 27,1 миллиарда долларов. Получается: США и Германия получили от РФ в 2,6 раза (на 22,2 миллиарда долларов) больше углеводородов, чем мы им поставили;
— более половины крупной российской собственности зарегистрировано в офшорах;
— ежегодные потери на государственных закупках (пресловутая административная рента) превышают 1,2 триллиона рублей в год, или 9% всего госбюджета. Примерно во столько же обходятся России потери на отмывании денег, санации и ликвидации банков, завышении кредитных ставок и курсовой разницы и других попустительских схемах сомнительного обогащения. Например, как сообщил заместитель председателя Банка России М. Сухов на заседании Комитета Госдумы по финансовому рынку, потери предприятий в 72 российских банках с отозванной лицензией составили порядка 400 миллиардов рублей. Всего же за годы «реформ» были отозваны лицензии у 2,5 тысячи банков;
— консолидированный коррупционный бюджет России превышает 500 миллиардов долларов, или 40% годового объёма ВВП, и вместе с потерями выступает главным тормозом повышения темпов экономического роста, расширения ёмкости отечественного рынка, увеличения доходов и улучшения благосостояния населения.
СЕРЬЁЗНОГО УТОЧНЕНИЯ требуют оценки социального неравенства и бедности, объективный уровень и темпы роста которых ещё только предстоит установить. Имущественное неравенство в России является самым высоким в мире, за исключением малых народов Карибского бассейна.
Население нищает. По подсчётам экспертов Высшей школы экономики, в 2016 году трудности с покупкой продуктов или одежды испытывали 41% россиян (при этом у 11% жителей страны денег не хватает даже на продукты). По уровню минимального размера оплаты труда Россию обогнали беднейшие страны Европы: в 2016 году МРОТ в РФ равнялся 120 евро (7,5 тысячи рублей в месяц), в Болгарии — 235, в Румынии — 275, в Латвии и Литве — 380 евро.
Растёт экономическая зависимость России от иностранного капитала. Иностранцам принадлежит не менее 65% крупной российской собственности.
Под вопросом продовольственная безопасность страны. По данным министерства сельского хозяйства РФ, доля иностранного капитала в пищевой промышленности России уже составляет 60% и продолжает устойчиво расти. Как только на российском рынке появляется сильное отечественное производство или бренд, пользующийся популярностью у потребителя, они сразу скупаются иностранными корпорациями, которым принадлежит наибольшая доля в большинстве сегментов российского рынка продуктов питания и напитков:
• почти 60% рынка молока;
• более 70% рынка соковой продукции;
• порядка 80% рынка замороженных овощей и фруктов;
• более 90% рынка плодово-овощной консервации;
• более 80% рынка пивоварения.
Отечественные компании пока сохраняют лидерство на рынках мясопереработки и хлебобулочных изделий, однако и в данных сегментах прослеживается общая тенденция: поглощение более мелких компаний крупными корпорациями, в том числе — западными.
Даже предприятия — производители «исконно российских» товаров принадлежат иностранцам. Например, молочные продукты «Домик в деревне» и «Весёлый молочник», вода «Ессентуки», соки «Фруктовый сад», «Любимый», «Тонус», «Я», «Добрый», квас «Кружка и бочка», печенье «Юбилейное», шоколад «Воздушный» со слоганом «Россия — щедрая душа», вафельный торт «Причуда», конфеты «Коркунов» принадлежат США; «Простоквашино» и «Растишка», а также автомобиль «Лада» — Франции; конфеты «Белочка» и «Мишка на Севере» — Норвегии; мороженое «48 копеек» — Швейцарии; пиво «Балтика», «Невское», Жигулёвское» — Дании; пиво «Охота», «Три медведя» — Нидерландам; пиво «Клинское» — Бельгии и т.д.
Быстрыми темпами идёт разрушение российской индустрии. Численность работников машиностроения за 20 лет сократилась в 3,7 раза. Итоги действий российской власти за последние 25 лет подвёл минпромторг: «Во многих стратегических отраслях промышленности доля импорта в потреблении превышает 80%, что создаёт потенциальную угрозу как для национальной безопасности, так и конкурентоспособности российской экономики в целом. При этом наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта составляет более 90%), тяжёлое машиностроение (до 80%), лёгкая промышленность (до 90%), радиоэлектронная промышленность (до 90%), фармацевтическая и медицинская промышленность (до 80%)».
Рост доли импортной промышленной продукции на российском рынке начался в 1991 году и продолжается до сих пор. Её доля уже доведена до 80—90%. Соответственно, доля отечественной продукции упала до 20—10%. И она сокращается с каждым годом, несмотря на призывы и указания властей.
В России производить не выгодно. Например, тракторный завод, принадлежащий объединению «Ростсельмаш», находящийся в Канаде и получивший в 2012 году прибыль в размере 16,4 миллиона долларов, в российских условиях при существующей экономической политике имел бы убыток 21,7 миллиона долларов, то есть не мог бы работать. Именно налоги — главная статья, определяющая убыточность предприятия в России. Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов 47,9 миллиона долларов, тогда как в России такой завод должен заплатить 74 миллиона, то есть на 26,1 миллиона долларов больше. На заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а в России для такого завода требуется 65 бухгалтеров (на «Ростсельмаше» работают 200 бухгалтеров). К тому же в Канаде заводу дают кредиты под 2,3%, а электроэнергия в два раза дешевле, чем в России, и т.д.
Аналогичные результаты получены при сопоставлении налогового бремени на предприятия в России и США. В США нет налога на добавленную стоимость (НДС), а у нас он составляет 18%. В разных штатах США налог с продаж колеблется от 5% до 11% (производственников не касается), в США нет налога на имущество, а у нас — 2,2%. Приобретаемое оборудование стоимостью до 2 миллионов долларов в год в США списывается на себестоимость, у нас — сначала заплати 20% налог на прибыль, а потом постепенно амортизируй, социальные взносы у них — 13,3%, а у нас — 30%.
В США прогрессивный налог на прибыль предприятий — от 15% до 38% и прогрессивный подоходный налог — до 39,6%: чем беднее предприятие или гражданин, тем меньше ставки налогов. Предприятию дают «подняться», а лишь потом разумно «стригут». Более половины населения США освобождено от уплаты налогов. У нас, вопреки Конституции РФ (п. 2 статьи 7), берут 13% даже с доходов ниже прожиточного минимума. В результате налоговая нагрузка на малое производственное предприятие в США в 3—5 раз ниже, чем на такое же предприятие в России.
Россия испытывает острый недостаток средств для финансирования экономики, обороны и социальных программ, оценки которых противоречивы, отличаются особой непрозрачностью и требуют существенного уточнения.
У нас вопиющие диспропорции в развитии центра и регионов. Нашу экономику, прежде всего региональную, разрушают некомпетентность и безответственность кадров на всех уровнях и во всех отраслях. И, как следствие, низкое качество и неэффективное использование инструментов управления, в том числе налоговой, банковской, финансово-кредитной, таможенно-тарифной и судебной систем. Ещё острее эти проблемы дают знать о себе в промышленной политике, ЖКХ, имущественных отношениях, деофшоризации, конкуренции и демонополизации. Статистические оценки в этих сферах фрагментарны, непрозрачны, а большей частью вообще отсутствуют и на фоне мировой региональной статистики не выдерживают никакой критики.
Наконец, но не в последнюю очередь, официальная статистика не отражает действительное положение дел и требует коренного пересмотра при оценке ключевых макроэкономических показателей современного развития. Сейчас различия в оценках подчас достигают предельных значений и должны квалифицироваться как неприемлемые.
Выверенные статистические оценки позволят не только глубже проникнуть в существующие в стране проблемы, но и более точно выявить скрытые резервы роста. Появится возможность определить конкретные инструментальные и административные меры по их вовлечению в экономический оборот уже в ближайшие годы.
https://kprf.ru/opponents/er/164912.html
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.