- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Корпорации не хотят закупаться у МСП
ФАС выявила факты сговора топ-менеджеров крупных компаний во время бюджетных закупок у малого бизнеса. Представителям Федеральной антимонопольной службы удалось обнаружить несколько десятков торгов с нарушениями. Их общая сумма составляет до 1 млрд рублей. Эксперты Torg94 заявляют, что подобные схемы не новость, однако статистики о том, как часто их используют, пока нет.
Крупные корпорации научились обходить закон о контрактной системе госзакупок (44-ФЗ). В соответствие с этим документом они обязаны отдавать 15% от общего числа закупок сектору малого бизнеса, однако топ-менеджмент компаний договаривается с крупными подрядчиками, а те регистрируют подставные юридические лица. Формально они являются малыми компаниями, однако поставки по их контрактам проводят крупные поставщики.
В ФАС заявляют, что такие случаи не носят массовый характер. В ведомстве пока не проводили целенаправленного исследования этих случаев. Сговоры были выявлены на торгах в сфере закупок лекарств, дорожного строительства, ремонта и обслуживания автодорог. Впервые подобные нарушения, по словам представителей ФАС, были обнаружены в конце декабря 2017 года.
В числе нарушителей оказалась компания "Русмедком". Она участвовала в тендерах по квотам для малого бизнеса в сфере фармацевтики через подставные юрлица. Представители ФАС обнаружили в компании множество электронных ключей, принадлежащих двум десяткам юрлиц, а также переписку с заказчиком. По мнению ФАС, это может свидетельствовать о том, что компания принимает участие в закупкам для малого бизнеса, хотя и не имеет на это право.
Между тем, по данным ФАС, по 223-му закону о закупках подобных нарушений не удалось обнаружить. Большинство госкомпаний и госзаказчиков закупаются у малого бизнеса именно по этому закону.
Директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов заявил Torg94, что ФАС не открыл ничего нового.
"Еще полгода назад было известно об этих схемах. Это проблема не старая. Она следствие того, что вместо системной работы по развитию малого бизнеса власти ограничились кампанейщиной", – подчеркнул эксперт.
По его словам, необходимо принимать ряд мер по развитию малого бизнеса.
"Квоты на закупки надо ограничить производственным малым бизнесом, а не давать его всем малым предприятиям. Возможно, стоит после этого ограничить и размер самих квот. Однако, я убежден, что их должны получать только малые предприятия – конечные производители товаров и услуг. Иначе может получиться, что мы даем квоты для предприятий, которые сами не производят продукцию, а закупают ее, к примеру, из Китая. Зачем нам нужна такая поддержка малого бизнеса? " – сказал Алексей Ульянов.
"Производственный малый бизнес выпадает из контрактных цепочек. Он работает по специальным налоговым режимам – по упрощенке. Сразу же возникает проблема с входящим и исходящим НДС. Мы много раз поднимали этот вопрос, в том числе на форумах "Деловой России". Однако воз и ныне там. На практике получается, что режим упрощенки является комфортным только для торговых предприятий и тех, которые занимаются услугами. Для производственных предприятий этот режим означает исключение из процесса ", – рассказал эксперт.
В заключение он добавил, что малый бизнес страдает и от нарушений при закупках.
"По отчетам госкомпании формально выполняют все квоты на закупки у малого бизнеса. Однако в реальности миллиардные контракты отдаются непонятным, липовым конторам ", – констатировал Алексей Ульянов.
Генеральный директор "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин отметил, что заявления ФАС не подкреплены фактурой и статистикой.
"В ФАС заявляют, что выявлены случаи злоупотреблений при закупках по 44-ФЗ у малого бизнеса. Однако где конкретные примеры? По 223-ФЗ обратная ситуация, там официально ничего не было выявлено. Все эти заявления воспринимаются как предположения. Наверное, описанные схемы могут быть, отрицать их бессмысленно. Но проверять это должны правоохранительные органы. У меня нет данных, и о подобных случаях я не слышал. Но периодически появляется информация о возникающих коррупционных скандалах, связанных с закупками по 44-ФЗ. Правоохранительные органы периодически выявляют злоупотребления. Поэтому разные мошеннические схемы, связанные с закупками у малого бизнеса, могут иметь место", – сказал эксперт.
По словам руководителя аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгия Сухадольского, ряд сговоров между заказчиками и крупными поставщиками в рамках закупочных процедур, проходящих по 223-ФЗ, был выявлен несколько лет назад.
"Однако после того, как о них стало известно, проводилось много мероприятий, направленных против подобных схем. Поставщики начали регулярно представлять сведения о бенефициарах. После всего этого число таких сговоров в рамках 223-ФЗ уменьшилось. Что касается сговоров в рамках закупок, проходящих по 44-ФЗ, их количество, по данным ФАС, можно считать более чем тревожным. Так, ФАС заявляет, что только по эпизоду сговора госзаказчиков с крупным бизнесом с симуляцией закупок у МСП выявлено нарушений на сумму в 1 млрд рублей. Однако первичных материалов в открытых источниках на данный момент нет, и оценить детально масштабы проблемы не представляется возможным", – заключил эксперт.
Автор: Александр Столяров
http://torg94.ru/stat/10910.html
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.