Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru
Иск или жалоба: Когда обращаться в ФАС, а когда в суд
25.04.17

Арбитражный и антимонопольный органы имеют разные полномочия. 

В закупочных процедурах по 223-ФЗ споры далеко не редкость. Хотя на рынке хватает и недобросовестных поставщиков, к заказчикам тоже бывают серьезные претензии. Эксперты Т94 рассказали, в каких случаях можно пожаловаться в антимонопольный орган, а в каких участникам закупок поможет только суд.

В самом 223-ФЗ прописан перечень случаев, когда следует обращаться в Федеральную антимонопольную службу РФ. Закрытый перечень оснований существует только для административного обжалования. А вот право участника закупки обратиться в суд с жалобой на действия или бездействие заказчика подобными условиями не ограничено.

"Федеральная антимонопольная служба – орган, защищающий права участников закупок. Обратиться с вопросом и жалобой имеет право любое физическое или юридическое лицо, являющееся участником закупки. В 223-ФЗ закреплен широкий перечень оснований для обращения с жалобой. Одновременно можно подать и иск в суд, законом это не запрещено", - отмечает Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний.

Некоторые суды пока допускают обжалование не перечисленных в законе нарушений в антимонопольный орган. Впрочем, по мнению экспертов, всем участникам рынка закупок все-таки следует знать куда и в каких ситуациях было бы правильнее обратиться.

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, рассказал Т94: "В 223-ФЗ указано, что обращения в ФАС не отменяет право участника закупки обращаться по аналогичному вопросу и в суд. При этом есть ситуации, которые можно разрешить исключительно в разных органах. Во-первых, это вопросы, которые делит стадия заключения договора на "до" и "после". А именно, если договор уже заключен, то со всеми обращениями следует идти только в суд, ФАС уже ничем помочь не сможет. А если договор еще не был заключен, то участники закупки могут смело обращаться в ФАС. Второй водораздел связан с финансовыми требованиями к заказчику. Если таковые есть, то с обращениями идут в суд, так как деньги поставщику может помочь вернуть только эта инстанция. И последнее, если вопросы касаются информационного обеспечения закупки, то обращаться следует в ФАС". 

При этом есть одна пограничная ситуация - порядок выбора победителя, замечает Дмитрий Казанцев. К примеру, ситуации, когда порядок не определен либо нарушен, или у поставщика возникли другие вопросы по допуску победителя. До специального постановления Верховного суда с такими задачами обычно шли в ФАС, поскольку они касаются ситуаций, происходящих до заключения договора. Сейчас, если следовать закону и логике постановления, то с такими вопросами нужно идти в суд.

"Как показывает практика, Федеральная антимонопольная служба, обладая всеми необходимыми компетенциями для рассмотрения жалоб поставщиков, рассматривает эти обращения быстрее суда", - говорит в комментарии Т94 Антон Емельянов, генеральный директор "Единой электронной торговой площадки". По его словам, необходимо учитывать тот факт, что ФАС по закону не обладает полномочиями по расторжению контрактов. То есть, если торговая процедура уже завершена и контракт с другим поставщиком уже заключен – пересмотреть результат торгов может только суд.

Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов), добавил, что в ФАС следует обратиться на этапе проведения процедуры закупки и заключения договора, а в суд на этапе исполнения или расторжения договора. Например, обращение в ФАС на содержание конкурсной документации заказчика ограничивающей конкуренцию, другими словами - сговор. А в суд - по исполнению договора: неподписание актов выполненных работ, услуг или поставок продукции, затягивание оплаты и т.п.

Сергей Фахретдинов отмечает, что для удобства, порядка и систематизации работы со всеми обращениями и жалобами необходимо, чтобы ФАС разработала методические рекомендации для бизнеса, участвующего в закупках по 223-ФЗ, содержащие порядок и основания подачи обращений как регулятору, так и в суд.

"В марте 2016 г. Президиум Верховного суда РФ утвердил Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами дел, связанных с применением Закона о защите конкуренции и КоАП РФ в области антимонопольного законодательства. В обзоре разъяснено, что предупреждение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде. Кроме того, решение и (или) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит обжалованию только в арбитражном суде", - разъяснил Сергей Фахретдинов. Он также добавил, что создание единообразного подхода и по остальным вопросам позволит упростить работу на долгий срок.

Таким образом, участник закупки, зная свои права, формально вправе обратиться с жалобой в любой орган. Однако, без методических рекомендаций контролирующих органов часть времени может быть потрачена впустую.

http://torg94.ru/stat/9278.html


назад

Другие новости закупок