- Главная
- Новости
- Новости закупок
- Аппаратные игры
У гособоронзаказа может появиться новый контролер
В «оборонке» происходит очередная рокировка. По информации «Коммерсанта», заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Овчинников, отвечавший за гособоронзаказ, переходит на работу в «Роскосмос», а его место должен занять бывший заместитель главы Минкомсвязи Михаил Евраев.
Последний в конце нулевых годов уже работал в ФАС — возглавлял управление по контролю за размещением госзаказа и был одним из главных авторов современной системы госзакупок. Михаил Евраев также известен тем, что в споре Минэкономразвития с антимонопольным ведомством по поводу закона о госзакупках его позицию поддерживал Алексей Навальный. Кроме того, Евраев является одним из создателей Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), вызвавшей широкий общественной резонанс. Теперь же Михаил будет курировать систему госзаказа и оборонзаказа в ФАС.
Евраев. Начало
10 марта 2004 года руководителем Федеральной антимонопольной службы стал член партии «Яблоко», известный экономист Игорь Артемьев. Критик правительства привел с собой в ведомство лишь нескольких соратников по партии. Среди них были Михаил Евраев и Алексей Ульянов, ныне занимающий пост директора Института повышения конкурентоспособности. Игорь Артемьев стал создавать правовое поле, в рамках которого теперь осуществляет деятельность ФАС России. Однако по мнению Алексея Ульянова, с которым побеседовала «Лента.ру», это не особенно шло на пользу конкурентной системе в нашей стране: «ФАС сам контролирует и сам же пишет себе законы. Товарищ Сталин придерживался лозунга "разделяй и властвуй", а на Западе просто существует принцип разделения властей. У нас почему-то все в одних руках — поэтому всегда будешь беленький и пушистый».
Соответственно, сразу после появления в ФАС Михаил Евраев был назначен на должность начальника Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ. Алексей Ульянов утверждает, что в ту пору это подразделение не имело практически никакого аппаратного веса. «Однако Евраев сразу развил очень бурную деятельность, из которой потом выросла тема госзаказа, которую потом отдали ФАС. Он открыл настоящий Клондайк и потом сам перешел в управление госзаказа ФАС», — говорит Ульянов.
По его словам, Михаил Евраев вошел во все рабочие группы, где обсуждалась тема госзаказа, и там чиновнику удавалось демонстрировать и ум, и хитрость: «Он очень хвастался тем, что, мог "недалеких депутатов" — эпитеты при этом были самые разные — "обводить вокруг пальца"». Евраев, например, смог провести неоднозначные поправки в закон о поддержке Дальнего Востока. «Во втором чтении было проведено 150 страниц текста, которые никакого отношения к региону не имели, но кардинально меняли систему закупок в стране», — утверждает Алексей Ульянов.
Коррупция «в законе»
Недостатки современной системы государственных закупок хорошо известны. Наиболее исчерпывающий анализ был предложен общественному мнению нынешним главой Счетной палаты РФ Алексеем Кудриным, который в 2017 году опубликовал большой доклад «Госзакупки: какой должна быть контрактная система», подготовленный под его руководством в Центре стратегических разработок (ЦСР).
Государственные закупки стали самостоятельной сферой после введения Федерального закона от 25 июля 2005 года номер 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Его принятие было первой официальной попыткой системно регулировать сферу, но этот закон ограничивался только этапом размещения госзаказа, то есть был фрагментарным, отмечается в докладе ЦСР.
Устранить пробелы должен был Федеральный закон от 5 апреля 2013 года номер 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Но после четырех лет его работы можно констатировать: он неэффективен. Отказаться от модели «процедуры ради процедур» не получилось: деньги в контрактной системе распределяются в основном механически — ни заказчик, ни поставщик не ориентированы на экономию и результат. В законе о контрактной системе был, по сути, воспроизведен старый подход, утверждают авторы доклада.
Алексей Ульянов оценивает существующее и по сию пору принципиальное противоречие в законах таким образом: «Покупать на аукционе невозможно в принципе — можно только продавать. А мы аукционные торги довели в какой-то момент до 100 процентов. Сейчас удалось снизить этот показатель до 60 процентов. Но все равно 60 процентов покупается по принципу, который дает либо коррупцию, либо высокую цену. Либо и то, и другое».
Отец законодательной бомбы
«В нашем законодательстве запрещено, например, биржевые товары покупать на бирже. У нас запрещено проводить конкурентные ценовые переговоры. Тем более сейчас можно спокойно записать любой разговор на телефон и приложить его в контрольные органы, — продолжает рассуждать о недостатках государственной закупочной системы Алексей Ульянов. — Весь бизнес в мире покупает на конкурентных переговорах, а у нас это запрещено. Или невозможно отменить итоги конкурса, когда после проведения торгов выясняется, что победитель — фирма-однодневка или что эта компания имеет крайне дурную репутацию и про нее все известно. Тогда, по уму, проводят повторные торги среди занявших второе-третье место. У нас это тоже запрещено. Наложен запрет на все самое эффективное, чтобы только плодить монополизацию и коррупцию при высоких ценах».
Роль Михаила Евраева в этом законотворческом процессе Алексей Ульянов комментирует следующим образом: «Можно сказать так: он является прародителем 94-го закона и той худшей части 44-го закона, которая перекочевала из старого закона. Многие негативные аспекты 94-го закона были инкорпорированы в 44-й. А потом Артемьев с Евраевым "отыграли назад", и теперь уже не понять, какой закон лучше или хуже, — они друг друга стоят».
«Система закупок — это 30 процентов экономики страны, — продолжает рассуждать Алексей Ульянов. — И что мы имеем в сухом остатке? Мы допустили монополизацию рынка, пустили иностранных поставщиков туда, куда мы могли бы их и не допускать, поддерживая программы импортозамещения, убили малый и средний бизнес. Сейчас госкомпаниям навязывают закупки малого бизнеса, и никто не говорит, что в закупках самого малого бизнеса, если исключить госкомпании, они составляют всего один процент. Потому что на аукционах малый бизнес победить не может — победит обязательно фирма-однодневка. А об этом никто говорить не хочет, к сожалению. Так что мы имеем абсурдную, извращенную систему».
Тень Навального
Сейчас мало кто помнит, как в 2008 году разразился скандал, в котором с одной стороны участвовала Счетная палата, с другой — ФАС. Тогдашний руководитель палаты Сергей Степашин назвал 94-й закон «самым коррупциогенным в России». Что ответил на критику Михаил Евраев? «Закон номер 94 — главный закон для борьбы с коррупцией». И оценил законодательство о госзакупках как «огромный прорыв».
Ожесточенной битвой было отмечено обсуждение нового 44-го закона, разработанного в Минэкономразвития. В открытую дискуссию тогда включилась Высшая школа экономики во главе с ее ректором Ярославом Кузьминовым. Неожиданным образом позицию ФАС, которая сводилась к тезису «ничего не менять», присоединился блогер Алескей Навальный, в связи с чем появилось мнение, что «умные люди и раньше догадывались, что совместное пребывание в "Яблоке" вполне могло сдружить двух молодых активистов — Евраева и Навального. Однако совместная атака на Минэкономразвития объяснялась не только воспоминаниями о партийной молодости и ведомственными амбициями — на аукционах по госзакупкам крутятся огромные деньги».
По мнению Алексея Ульянова, недостатки существующего законодательства нельзя списать на какое-то советское наследие или неправильно понятый зарубежный опыт: «Наоборот, брался лучший зарубежный опыт и делалось с точностью до наоборот. С большим трудом переломить ситуацию удалось тогдашнему министру экономики Эльвире Набиуллиной и команде из ВШЭ, когда приняли закон о федеральной контрактной системе, но до конца его довести так и не удалось».
В 2012 году партия и правительство бросили Михаила Евраева на усиление Минкомсвязи в качестве заместителя министра, курирующего «Почту России» и создание Государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ). «Когда он ушел из ФАС, все участники закупочной отрасли вздохнули с облегчением, — вспоминает Ульянов. — Все понимали: в любой нормальной стране его давно бы уже посадили. Или как в Китае… У нас его сделали замминистра и дали кусок пирога на освоение. Вот он и осваивал эти бюджетные миллиарды».
Всадник коммунального апокалипсиса
История с внедрением Государственной информационной системы ЖКХ, на которую государством было потрачено 2,3 миллиардов рублей, была сложной. Авторитетные критики по меньшей мере два последних года указывают на огромные недочеты в ее работе. Так, по мнению комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), опубликованному в 2017 году, ГИС ЖКХ была не готова к применению в качестве платежной и расчетной системы и к масштабной эксплуатации: «огромное количество ошибок, низкая скорость работы, невозможность автоматической интеграции с информационными базами поставщиков услуг, которые в итоге вынуждены вносить данные практически в ручном режиме».
А ведь ранее, будучи в должности заместителя министра связи и массовых коммуникаций, Михаил Евраев, наоборот, утверждал, что с 1 июля 2016 года ГИС ЖКХ «запускается в промышленную эксплуатацию на всей территории страны». И нельзя ведь сказать, что бывший вице-министр совсем говорил неправду: система, призванная решительно облегчить участь ответственных квартиросъемщиков, работает уже давно, вот только толку от нее, мягко говоря, до сих пор немного. Ситуация с ГИС ЖКХ еще два года назад для многих специалистов выглядела настолько затруднительной, что некоторые массмедиа предрекали к 1 января 2017 года настоящий коммунальный апокалипсис.
Апокалипсиса, конечно, не случилось. Судя по всему, лишь по той простой причине, озвученной Счетной палатой в январском отчете о проверке реализации программ деятельности ФГУП «Почта России»: «ГИС ЖКХ в настоящее время не готова к полноценному запуску: низкий процент заполнения необходимой информацией не позволяет в полной мере использовать потенциал системы для предоставления гражданам информации в сфере ЖКХ и возможности оплаты жилищно-коммунальных услуг».
И вот теперь, после всех вышеперечисленных успехов, Михаил Евраев возвращается в ФАС, чтобы курировать систему госзаказа и оборонзаказа. Причем по возвращении в службу в ведении Евраева останутся два из трех управлений ФАС в сфере оборонзаказа: контрольное и методологическое.
«Власть и деньги, к глубокому сожалению, влияют на людей негативно», — прокомментировал новое назначение Евраева Алексей Ульянов. Равно как и рынок, негативно воспринявший объединение контроля ФАС за тремя самостоятельными сферами расходования бюджетных средств: гособоронзаказом, гражданским госзаказом и закупками госкорпораций. По мнению экспертов, это принципиально разные области, и к каждой требуется особый подход. «Пессимизм внушает назначение Михаила Евраева на данный участок работы, поскольку его возвращение означает регресс, а самое главное — игнорирование экономики закупок в условиях санкций и экономической нестабильности. Позиция Евраева на платформе объединенного госзаказа свидетельствует о том, что принявшие это решение лица не собираются повышать эффективность расходования бюджетных средств, внедрять современные гибкие и быстрые методы электронной торговли, экономить общественные деньги», — подытожил один из опрошенных «Лентой.ру» экспертов, пожелавший остаться неназванным.
https://lenta.ru/articles/2018/10/02/evraev/
-
16.08.23
С сентября 2023 года начнут применяться новые типовые условия для государственных контрактов в области капитального строительства. Эти типовые условия будут использоваться при закупках работ, связанных с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом объектов. До вступления новых условий в силу заказчики могут продолжать применять старые, если они не противоречат Закону N 44-ФЗ.
-
08.08.23
Члены строительной СРО с первым уровнем ответственности смогут выполнять строительство, реконструкцию, капремонт и снос объектов капстроительства на сумму не более 90 млн руб. в рамках одного договора. Сейчас цена работ для этого уровня — не выше 60 млн руб.
-
04.08.23
При закупках у единственного поставщика для специальной военной операции, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства заказчики смогут заключать сделки в любой форме для их совершения согласно ГК РФ. Ряд обязательных требований Закона N 44-ФЗ к контракту, например об ответственности сторон, можно будет не применять.
-
28.07.23
С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти, госучреждения, в том числе муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут приобретать неконкурентным способом различные лекарства.
-
02.07.23
По мнению президента России Владимира Путина, продукция, изготовленная из вторичного сырья, должна быть обязательным объектом государственных закупок. Эту идею глава государства высказал на форуме "Сильные идеи для нового времени", организованном Агентством стратегических инициатив.
-
22.06.23
Стороны заключили договор на поставку жестких дисков и накопителей. Однако заказчик отказался от контракта, так как не получил продукцию вовремя.
-
01.06.23
Минфин рассчитывает на рост популярности у госзаказчиков механизма «закупки с полки».
-
31.05.23
Ведомство уточнило: если объект закупки включает оказание услуг и поставку продукции из перечня, при описании последней указывают долю вторсырья. Правило касается товаров, которые планируют принять к бухучету.
-
30.05.23
Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС России.
-
26.05.23
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре.