Ассоциация Участников Закупок

Общественная организация

+7 (495) 984-28-36, info@a-u-z.ru

Комиссия УФАС по Омской области рассмотрела жалобу от ООО "ЕвроТехСтрой"

  • 11.02.15

    1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 1112 от 04.02.2015) на действия аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона. 
    По мнению Заявителя, в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) аукционная комиссия неправомерно отказала Обществу в допуске к участию в электронном аукционе. 

    2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-838 от 02.02.2015) Заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 1109 от 04.02.2015). 
    Из представленных материалов и информации, опубликованной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 30.12.2014 на официальном сайте Заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1926635,56 руб. 
    В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 29.01.2015 поступило тридцать восемь заявок, тридцати участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе Заявителю. 
    Согласно протоколу проведения аукциона от 02.02.2015 два участника закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение 1917002,38 руб. сделал участник № 27. 

    3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее: 
    3.1. В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. 
    На основании подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. 
    Аналогичное требование было установлено Заказчиком в пункте 4.1 раздела 4 документации об аукционе. 
    В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. 
    Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 
    1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 
    2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. 
    Согласно части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается. 
    В Приложении № 2 «Техническое задание» к документации об аукционе были установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики и показатели, позволяющие определить соответствие используемых при выполнении работ товаров установленным Заказчиком требованиям, например: 




    № пп Обоснование Наименование работ и используемых материалов Ед. изм. Кол. 


    1 2 3 4 5 
    Раздел 1.Общестроительные работы 
    6.11 Плиты из минеральной ваты 
    ….. 
    Плита должна быть мягкая или полужесткая 
    Длина, мм, должна быть 1000 или 2000 
    Предельное отклонение по длине, %, ±0,8 
    Ширина, мм, должна быть 400 или 500 или 600 или 1000 
    Предельное отклонение по ширине, мм, ±2 
    Толщина, мм, должна быть от 30 до 200 
    Предельное отклонение по толщине, мм, от -2 до +5 
    …… 
    Раздел 2.Санитарно-технические работы 
    78.1 Кислород технический газообразный 
    Применяется для газопламенной обработки металлов и других технических целей. 
    Первый или второй сорт 
    Объемная доля кислорода не менее 99,5 % 
    Объемная доля водяных паров не более 0,009 % 
    Объемная доля водорода не более 0,5% 
    Раздел 3.Электромонтажные работы 
    100.2 Выключатели автоматические ВА47-29 или эквивалент, 1-полюсные, 1-63 А 
    100.3 Выключатели автоматические ВА47-29 или эквивалент, 3-полюсные, 1-63 А 

    Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 29.01.2015 следует, что Заявителю (заявка № 18) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: 
    «Отказать в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона в связи с непредставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона и разделом4документации об электронном аукционе, а именно: 
    - в позиции 6.11 «Плиты из минеральной ваты» участник указал «Предельное отклонение по длине, %, 0,8; Предельное отклонение по ширине, мм, 2; Предельное отклонение по толщине, мм, 2», где слово «предельное» не позволяет заказчику определить конкретный показатель отклонения по длине, ширине и толщине); 
    - в позиции78.1 «Кислород технический газообразный» у участника аукциона совокупность объемных компонентов составляет более 100 %, что не соответствует действительности, так как при выражении процентного соотношения веществ целое всегда должно быть равно 100% (данная позиция подтверждена Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 по делу N А33-423/2013); 
    - в позиции 100.2 и 100.3 «Выключатели автоматические»участники не указали конкретные показатели номинального тока выключателя (указали в заявке номинальный ток в диапазоне 1-63А)». 
    Изучив заявки на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что по указанным позициям в заявке Общества указаны следующие значения показателей: 

    6.11 Плиты из минеральной ваты 
    ….. 
    Плита должна быть мягкая или полужесткая 
    Длина, мм, должна быть 1000 или 2000 
    Предельное отклонение по длине, %, 0,8 
    Ширина, мм, 500 
    Предельное отклонение по ширине, мм, 2 
    Толщина, мм, 50 
    Предельное отклонение по толщине, мм, 2 
    …… 
    Раздел 2.Санитарно-технические работы 
    78.1 Кислород технический газообразный 
    Применяется для газопламенной обработки металлов и других технических целей. 
    Второй сорт 
    Объемная доля кислорода 99,5 % 
    Объемная доля водяных паров 0,009 % 
    Объемная доля водорода 0,5% 
    Раздел 3.Электромонтажные работы 
    100.2 Выключатели автоматические ВА47-29, 1-полюсные, 1-63 А 
    100.3 Выключатели автоматические ВА47-29, 3-полюсные, 1-63 А 

    В возражениях Заказчика указано следующее: 
    «Заказчик в приложении №2 «Техническое задание» документации об аукционе в позициях 6.11 установил следующие требования к товарам, используемым при выполнении ремонтно-строительных работ: - Предельное отклонение по длине, %, ±0,8; -Предельное отклонение по ширине, мм, ±2; -Предельное отклонение по толщине, мм, от -2 до +5. 
    Согласно Толковому словарю русского языка (под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова) слово «Предельный» означает наибольший в ряду других», идентичен слову «максимальный». 
    По позиции 78.1. «Кислород технический газообразный» у участника закупки совокупность объемных компонентов составляет более 100%. что не соответствует действительности, гак как при выражении процентного соотношения веществ целое всегда должно быть равно 100%. 
    ВА47-29 — это серия автоматических выключателей производителя ООО «ИНТЕРЭЛЕКТРОКОМПЛЕКТ» (ИЭК). Одна из важнейших характеристик автоматического выключателя является номинальный ток. 
    Номинальный ток - это наибольший допустимый по условиям нагрева токопроводящих частей и изоляции ток, при котором оборудование может работать неограниченно длительное время. 
    В соответствии с пунктом 5.2.2. ГОСТ Р 50345-2010 (МЭК 60898-1:2003). «Национальный стандарт Российской Федерации. Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока» номинальный т о к - это установленный изготовителем ток, который выключатель способен проводить в продолжительном режиме при указанной контрольной температуре окружающего воздуха. В соответствии с пунктом 5.3.2 данного ГОСТа к предпочтительным значениям номинального тока относятся:6, 8, 10, 13. 16. 20, 25, 32. 40, 50. 63, 80. 100. 125 А.Единицей измерения тока является А (Ампер). 
    Таким образом, номинальный ток электрооборудования, в данном случае автоматический выключатель, должен выражаться одним конкретным значением. В документации был предложен диапазон значений номинальных токов от 1 до 63 А (1: 1,6; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 13; 16; 20; 25; 32; 40; 50; 63), из которого участникам требовалось выбрать одно значение». 
    Комиссия согласилась с решением аукционной комиссии о несоответствии значений показателей по позиции 78.1 «Кислород технический газообразный» так как совокупность объемных компонентов кислорода, указанных в заявке, составляет 100,009 %. 
    Относительно отказа по позициям № 100.2 и 100.3, Комиссия считает, что в силу вышеуказанных норм Федерального закона о контрактной системе в заявке достаточно было выразить согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак. 
    Кроме того, в позициях № 100.2 и 100.3 Приложения № 2 документации об аукционе не содержится такого показателя как «номинальный ток выключателей», следовательно, неуказание в заявке «конкретных показателей номинального тока выключателя» не может являться основанием отказа участнику закупки в допуске к участию в аукционе. 
    Комиссия считает, что «Предельное отклонение по длине», «Предельное отклонение по ширине», «Предельное отклонение по толщине» являются наименованием показателей, которые указаны в ГОСТ, их значением является числовое выражение, в данном конкретном случае – «0,8 %», «2 мм». 
    Таким образом, в нарушение части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия неправомерно отказала Заявителю, а также иным участникам закупки в допуске к участию в аукционе по данному основанию, в связи с чем жалоба признается частично обоснованной. 
    На основании пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем. 
    Комиссия отмечает, что в нарушение указанной нормы при обосновании причин отказа в допуске к участию в аукционе аукционная комиссия неправомерно сослалась в протоколе на нормы статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, так как при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе комиссия должна руководствоваться положениями статьи 67 данного Федерального закона. 

    3.2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. 
    Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. 
    Кроме того, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. 
    В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. 
    В соответствии с извещением о проведении аукциона, документации об аукционе предметом контракта является выполнение ремонта санузлов хирургического отделения. 
    При этом, например, пунктом 10.2 приложения № 2 «Техническое задание» к документации об аукционе установлено: 
    «Раствор готовый кладочный цементный. 
    Марка по подвижности: Пк1 или Пк2 или Пк3 или Пк4 
    Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90 %. 
    Расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10 %. 
    Содержание золы-уноса в растворной смеси: не более 20% массы цемента 
    Наибольшая крупность зерен заполнителя, мм: не более 2,5 
    Норма подвижности по погружению конуса, см: от 1 до 14 
    Марка по прочности на сжатие: М200 
    В качестве заполнителя должен применяться песок для строительных работ. 
    В качестве вяжущего должна применяться глина 
    Требования к природному песку: 
    Неорганический сыпучий материал, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений без использования или с использованием специального обогатительного оборудования. 
    Класс: I или II 
    Модуль крупности: свыше 2,0 до 3,0 
    Группа песка: крупный или средний 
    Полный остаток песка на сите с сеткой № 063: свыше 30 до 65 
    Содержание зерен крупностью свыше 10, свыше 5 и менее 0,16 не должно превышать значений, указанных в нижеприведенной таблице (в процентах по массе, не более): 
    Содержание зерен крупностью 
    Свыше 10 мм Свыше 5 мм Менее 0,16 мм 
    5 15 15 
    Содержание пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках, не должно превышать значений, указанных в нижеприведенной таблице (в процентах по массе, не более): 
    Содержание пылевидных и глиняных частиц Содержание глины в комках 
    3 0,5 
    Природный песок при обработке раствором гидроксида натрия (колориметрическая проба на органические примеси по ГОСТ 8735) не должен придавать раствору окраску, соответствующую или темнее цвета эталона. 
    Значение суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф, Бк/кг: до 370 
    Требования к глине: 
    Содержание глинистых частиц размером менее 0,4 мм должно быть не менее 30 и не более 80% 
    Содержание песчаных частиц размером более 0,16 мм должно быть не более 30% 
    Содержание химических составляющих от массы сухой глины не должно составлять более, %: 
    - сульфатов и сульфидов в пересчете на - 1; 
    - сульфидной серы в пересчете на - 0,3; 
    - слюды - 3; 
    - растворимых солей (вызывающих выцветы и высолы): 
    сумма оксидов железа - 14; 
    сумма оксидов калия и натрия – 7 
    Глина не должна содержать органические примеси в количествах, придающих темную окраску». 
    Аналогичные требования к товарам установлены в ряде иных пунктов приложения № 2 «Техническое задание» к документации об аукционе. 
    Учитывая, что Федеральный закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товара ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, о чем наглядно свидетельствует результат рассмотрения первых частей заявок участников данного аукциона (из 38 участников допущено только восемь). 
    Такое описание объекта закупки не носит объективный характер, следовательно, описание веществ, используемых при изготовлении товаров, нельзя отнести ни к функциональным, ни к техническим, ни к качественным, ни к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которым является все же ремонт, следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. 


    Кроме того, Комиссия считает, что указание в приложении № 2 «Техническое задание» к документации об аукционе на то, что «Применяемые материалы должны отвечать требованиям нормативных правовых актов, стандартов, норм и регламентов Российской Федерации к используемому виду материала, в том числе: ГОСТ Р 51829-2001; ГОСТ 9573-2012; ГОСТ 13344-79; ГОСТ 10503-71; ГОСТ 28013-98; ГОСТ 8736-93; ГОСТ 8267-93; ГОСТ 25607-2009; ГОСТ 4028-63; ГОСТ 3826-82; ГОСТ 125-79 (СТ СЭВ 826-77); ГОСТ 6141-91 (СТ СЭВ 2047-88); ГОСТ 30674-99; ГОСТ Р 51693-2000; ГОСТ 380-2005; ГОСТ 103-2006; ГОСТ 8509-93; ГОСТ 9467-75*; ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89); ГОСТ 8242-88; ГОСТ 19111-2001; ГОСТ 5781-82; ГОСТ 2590-2006; ГОСТ 9179-77; ГОСТ 5583-78; ГОСТ 26633-2012; ГОСТ 5457-75; ГОСТ 22689.2-89; ГОСТ 15167-93; ГОСТ 19681-94; ГОСТ 8292-85; ГОСТ 9347-74» также не носит объективный характер, поскольку Заказчиком не установлено какой именно ГОСТ соответствует конкретному товару, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставить ГОСТ с конкретным товаром при заполнении заявки на участие в аукционе, тем более, что многие из ГОСТов имеют отсылки на ряд других ГОСТов. 
    Подобные требования приводят к многочисленным ошибкам и не позволяют участникам закупки сформировать заявку надлежащим образом. 

    На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия 

    Р Е Ш И Л А: 

    1. Признать частично обоснованной жалобу ООО «ЕвроТехСтрой» на действия БУЗОО «МСЧ № 4» и его аукционной комиссии при осуществлении закупки «Ремонт санузлов хирургического отделения (2 бл.,4,5 эт.)» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352300080014000226), при этом признать обоснованным довод о неправомерном отказе в допуске по позициям «Плиты из минеральной ваты» и «Выключатели автоматические». 

    2. Признать в действиях БУЗОО «МСЧ № 4» и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 4 и пункта 2 части 6 стать 67 Федерального закона о контрактной системе. 

    3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать БУЗОО «МСЧ № 4» и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. 

    4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

назад